[<10>] ====== Толкования на Пс. 77:65 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина** Следовательно, не вышеуказанные: меч, огонь и лишение сострадания – были наказанием, а грехи, для отмщения которых восстал Бог. Он пробудился подобно спящему, т.е. положил конец Своему долготер­пению, как бы сну, которое было столь велико, что принималось за опьянение. Какое опьянение? Опьянение, которое случается с силь­ными людьми от вина, в силу чего они на некоторое время становятся неспособными к деятельности, но пробудившись от сна бы­вают еще более ревностными. Так точно и Бог, как верим мы, после долготерпения будет еще решительнее в отношении к тем, кто не чувствовал Его долготерпения. **//Беседа на псалом 77.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 65-66 **И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина: и порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им** **«И воста яко спя Господь».** Впрочем, подвергая их сим наказаниям, и врагам их показал причины совершившагося. **«Яко силен и шумен от вина:» «И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им».** Как бы некий сон отложив долготерпение, нанес иноплеменникам такой удар, по которому у всех стали они достойными осмеяния. Разумеет же Пророк болезнь на седалищах, о которой повествует и история ([[old:1ts:05:09|1Цар.5:9]]). Сие же выразило и пророчество; ибо сказано: //«порази враги Своя вспять»//, означив приличным выражением часть тела, которой нанесена язва. Сном же назвал Пророк долготерпение; а шумом от вина – негодование; так как Богу и праведно налагать наказание на прегрешающих есть нечто привходящее для Него. ===== Евфимий Зигабен ===== **И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина** **И воста яко спя Господь** Как спящий, когда просыпается, прогоняет сон, так и Бог, хотя поздно, восстает на помощь кивоту и народу. Ибо достаточно наказал их. Проснулось оное долгoтepпениe, по которому враги могли причинять им столько бедствий. **Яко силен и шумен от вина** Здесь объяснение предыдущего стиха. Бог, говорит, так востал, как сильный человек, охмелевший от вина, т. е. с возбужденными силами, как у человека, подкрепившегося сном или вином. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 65-66 **И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина: и порази враги своя вспять, поношение вечное даде им** Некоторые мнят, что слова сии сказаны о Израильтянах, а другие разумеют о врагах их. Ежели кому нравится первое мнение, то не дивно, что Израильтяне нарицаются врагами Божиими: ибо так и у //Исаии// сказано о них: //горе крепким во Израили: не престанет бо ярость Моя на противныя, и суд врагом Моим сотворю// [[old:is:01:24|(Ис. 1:24)]]. Но понеже Пророки, говоря о Израильтянах, учение свое заимствуют от //Моисея//, да и самыя слова сообразуют мыслям его, то не меньше достоверно мнение и тех, кои место сие толкуют о Филистимлянах, тем паче, что Пророк повесть сию заимствовал из песни Моисеевой, где он говорит, что Бог не так наказывал народ Свой, чтоб купно не усмирял и врагов Своих [[old:vtor:32:27|(Втор. 32:27)]]. Между тем Пророк показывает и то, что Бог, будучи убежден крайностию, приступил к толь тяжкому наказанию Израильтян: ибо после, наказав Филистимлян, ясно доказал, что Он помнит тот завет, который учинил с ними, хотя и казалося **им**, что Он забыл его. А хотя некоторым образом на время и присоединился к Филистимлянам, однако не хотел совсем отринуть и любовь к сынам Авраамовым, дабы не остался тщетен завет Его. Подобие, взятое от пиянаго человека, хотя и непристойно Богу, однако не без причины положено. Ибо относится к стыду народа, который ежели бы имел всегда чистый и трезвый разум, то Бог никогда бы не переменил Своего вида и не принял бы на Себя чужаго лица. Но к сему понудило Его пиянство народа, то есть, безумие, которое превратило Израиля в пияных людей и подвергло величайшему стыду. Что же касается до Бога, то сие подобие ничем не уменьшает славы Его. Он является спящим, когда в бедствиях наших не скоро подает нам помощь. Сия медленность безумным людям кажется в Боге крепким сном. Но Пророк говорит, что Он пробуждается скоро, и во мгновение возносит руку Свою, подобно крепкому исполину, который приуготовляяся на брань, кратким довольствуется сном. Следующия слова, **и порази враги Своя вспять**, многие относят к поражению Филистимлян, чему согласует и имя **вечнаго поношения**. Ибо срамная болезнь оная, на задних частях тела приключившаяся, была для них зело поносна [[old:1ts:05:09|(1Цар. 5:9)]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 65–66 **И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина: и порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им** Господь Бог сравнивается здесь с человеком спящим, который, освежившись крепким сном, встает с свежими силами, а также с человеком, напившимся вина и от того находящимся в возбужденном состоянии. Достаточно наказав израильтян попущением на них жестокого поражения от руки филистимлян, Господь **востал** как бы от сна и с великою силою устремился на врагов Израиля, как человек, упоенный вином, и как человек, **воставший от сна** с свежими силами. Хотя филистимляне были врагами израильтян, но они, взяв в плен святыню Израиля – ковчег Завета Господня, тем самым причинили оскорбление Господу и сделались Его врагами, на которых Он теперь востал и которых жестоко наказал: **порази враги Своя вспять**, т.е. «поразил врагов Его в тыл, вечному сраму (**поношение**) предал их» (по пер. с евр.). Под **поношением** разумеется здесь известная болезнь на седалищах [[old:1ts:05:09|(1 Цар. 5:9)]], коей Господь поразил филистимлян за пленение кивота, т.е. те раны, которые они имели на задних частях тела, а «словами **порази вспять**, – по словам блж. Феодорита, – пророк означает, более приличными словами, ту часть тела, которой нанесена язва» [6, с. 377]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]