[<10>] ====== Толкования на Пс. 77:72 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И упасе я в незлобии сердца Своего, и в разумех руку своею наставил я есть** **И в разумех руку Своею наставил я есть.** **Разумом рук** называет всякое дело, совершаемое в надлежащее время. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И упасе я в незлобии сердца Своего, и в разумех руку своею наставил я есть** Видишь, что пророк явно говорит о Христе? Поистине в сердце Его не было злобы: //«Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его»// [[new:1pet:02:22|(1Петр.2:22]]; [[old:is:53:09|Ис.53:9)]]. Сила же рук Его была так велика, что возвращала зрение слепым, восставляла хромых, очищала прокаженных, вообще восстановляла всего погибшего че­ловека. **//Беседа на псалом 77.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть** И не был не признателен к Божиим благодеяниям, но срастворив благоразумие с простотою, руководил их по божественным законам. Сему подобно и законоположение Господне: //«будите мудри яко змия, и цели яко голубие»// ([[new:mf:10:16|Мф.10:16]]). Ибо Господь, устранив порок того и другаго, отъяв и злобу змии и неразумие голубя, срастворил достойную похвалы добродетель. В сей-то добродетели надлежит преспевать и нам, которые с блаженным Давидом призваны на тоже, или лучше сказать, на вящшее; потому что нам поручено служение в высших делах, по законоположению божественнаго Павла, //«ходити достойно звания, в неже звани быхом»// ([[new:ef:04:01|Еф.4:1]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею **(разумными руками своими)** наставил я есть** Давид, говорит, пас или царствовал над израильтянами с простотою и кротостию и незлобием сердца своего и сведениями рук своих указывал им путь, где сведениями рук называет благоразумные действия, посредством которых разумно управлял народом своим. К сему надобно присовокупить, что Бог потому избрал колено Иудово на царство, что из его племени имел воссиять по плоти Господь Христос, как замечает //Феодорит//. В другом отношении под Иудою можешь разуметь Христа; как происшедшего от племени Иудова, а под племенем Христовым народ христианский, над которым Христос есть духовный Пастырь и Учитель. Сиe племя христиан Бог основал на земле во век, так как врата ада не преодолеют церкви Христовой, как сказал безыменный. Посему выражение: во век, собственно относится к церкви и к племени Христову, а не к колену Иудову, как мы сказали и выше. //Феодорит// у //Никиты// говорит: Не сурово и не жестоко и не надменно пас нас врученных Ему, но соединив простоту с разумом, искусно управлял народом и указывал путь ему согласно с Божественными законами, как сказано: будьте мудры как змии, и целы как голуби. Ибо устранив от себя обоим свойственное зло, т. е. удалив злую хитрость змея и недостаток голубиного ума, с сим соединил похвальную добродетель и во первых показал к народу незлобие, не давая нигде места памятозлобию, далее и со всяким благоразумием управлял народом, научая его благочестию, а благоразумие показал руками, т. е. действиями сообразно с сими словами: разумение же доброе всем делающим оную (мудрость) и руководствовал оным и других. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть** См. Толкование на [[old:ps:077:70#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 77:70]] ===== Лопухин А.П. ===== **И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть** См. Толкование на [[old:ps:077:70#lopuxin_ap|Пс. 77:70]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть** См. Толкование на [[old:ps:077:70#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 77:70]] [<10>]