[<10>] ====== Толкования на Пс. 78:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Доколе, Господи, прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение Твое** **Разжжется яко огнь рвение Твое.** Поревнуй, говорит, о имени Твоем, которое хулится врагами. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Доколе, Господи, прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение твое** На эту ревность Божию в отношении к иудеям указывал и законода­тель Моисей, говоря, //«они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их»// [[old:vtor:32:21|(Втор.32:21)]], и далее присовокупляет: //«ибо огонь возгорелся во гневе Моем»// [[old:vtor:32:22|(Втор.32:22)]]. Так как этот гнев Божий на иудеев послужил причиной призвания язычников (Павел говорит: //«как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их»//, и еще он же: //«если же падение их»//, т.е. иудеев, //«богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам»// – [[new:rim:11:30|(Римл.11:30]], [[new:rim:11:12|12)]], то про­рок естественно спрашивает, до каких пор, и неужели навсегда Бог останется гневающимся на иудеев. На это Дух чрез Павла дает такой ответ: когда //«войдет полное число язычников»//, тогда //«весь Израиль спасется»// [[new:rim:11:25|(Римл.11:25–26)]]. **//Беседа на псалом 78.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Доколе Господи прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение Твое** Бог в законе повелел служить Ему единому, и не покланяться никакому другому именуемому Богу; потому что, говорил Он, //«Аз Господь Бог твой ревнитель, огнь потребляяй»// ([[old:vtor:04:24|Втор.4:24]]). Сие и здесь напомянуло пророческое слово: //«разжжется яко огнь рвение Твое».// Не гневайся более, Владыка, говорит Пророк, и не возжигай подобно огню ревность Твою против нас за наше прегрешение. ===== Евфимий Зигабен ===== **Доколе, Господи, прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение Твое** Доколе, говорит, Господи, будешь гневаться на нас рабов Твоих до конца, то есть, столь долго? доколе будет пылать ревность Твоя против нас? Где ревностью, как мы сказали, называет праведный гнев Божий, почему и Бог, давая закон, сказал: "Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, переносящий грехи отцов на детей" [[old:ish:20:05|(Исх. 20,5)]]. А приписывается Богу ревность переносно от подобия тех мужей, которые по причине великой любви к женам своим гневаются на них, когда они любодействуют с другим мужем, как сказал Соломон: "ярость мужа ее исполнена ревности" [[old:pr:06:34|(Прит. 6,34);]] потому что и Бог в начале имел сообразность и сходство мужа с женою по отношению к иудейской синагоге; так как Он любил ее только более всех народов и наоборот был любим только ею, как весьма ясно изображает сие Ocия. Ибо Бог, отвергнув соборище иудейское, говорит чрез него: "судитесь с матерью вашею, судитесь, ибо она не жена Моя, и Я не муж ее"— [[old:os:02:02|(Ос. 2,2)]]. У того же пророка любовниками синагоги еврейской называет идолов, а прелюбодейством и блудом ее называет идолопоклонство. Потом Бог взял в невесту себе церковь из язычников, т.е. христианскую, как мы сказали в [[old:ps:044:start|44]] псалме. Сказал: будет разжигаться ревность Твоя, потому что Бог есть огонь поядающий [[old:vtor:04:24|(Вт. 4,24)]]. Другой толковник говорит: Это бывает доколе мужья пекутся о женах, а по отвержении их отлагают и ревность в ним; почему и Бог говорит с угрозою: и отнимется ревность моя к тe6е, и Я успокоюсь, и не буду поминать более о тебе [[old:iez:16:42|(Иез. 16,42)]]. Итак, ревность в Боге есть мщение к преступникам договоров с Ним. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 5-7 **Доколе, Господи, прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение твое? Пролий гнев твой на языки незнающыя тебе, и на царствия, яже имене твоего не призваша: яко поядоша Иакова, и место его опустошиша** Святый Пророк, видя гнев Божий на Израильтян так разгоревшийся, что, по-видимому, надлежало всему народу в конец истреблену быть, сего ради в лице людей Израильских молится Богу, дабы положил конец Своему негодованию и обратил гнев Свой на врагов людей Своих. Аки бы сказал: мы хотя и недостойное творение, обаче сынове Твои есмы: Тебе единаго вемы истиннаго Бога, Тебе почитаем и призываем. Пролей убо паче **гнев Твой** на враги Твоя, **не** знающия **Тебе, и на царствия, яже не призваша имене Твоего** . **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Доколе, Господи, прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение Твое** Такая необычайность бедствий, по-видимому, свидетельствовала, что Бог уже не помилует больше Свой народ, что гнев Его будет продолжаться вечно (**до конца**); вследствие этого псалмопевец с горестию спрашивает: доколе продолжится это состояние гнева Божия к народу Его? **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–7 **Доколе, Господи, прогневаешися до конца? Разжжется яко огнь рвение Твое? Пролий гнев Твой на языки незнающыя тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша: яко поядоша Иакова, и место его опустошиша** Во всех постигших израильский народ ужасных бедствиях усматривая праведный гнев Божий, угрожавший, по-видимому, конечным истреблением его, пророк молится, чтобы Господь Бог положил конец Своему негодованию на народ; причем самые выражения для молитвы берет из наставления пророка Моисея, которое последний дал народу израильскому пред вступлением его в землю Обетованную. «Бог в Законе повелел, – говорит блж. Феодорит, – служить Ему единому и не поклоняться никакому другому именуемому богу; потому что, говорит он, «//Аз Господь Бог Твой огнь потребляяй (есмь), Бог ревнитель//» [[old:vtor:04:24|(Втор. 4:24)]]. Сие и здесь напомнило пророческое слово: **разжжется яко огнь рвение Твое**. Не гневайся более, Владыка, говорит пророк, и не возжигай подобно огню ревность Твою против нас за наше прегрешение» [6, с 381]. Мы, как бы так продолжает пророк, хотя и недостойное творение, однако мы чада Твои, знаем Тебя, единого истинного Бога, и имя Твое призываем. Посему, отврати от нас гнев Твой и пролей его на врагов Твоих, которые не знают Тебя, и на те народы и царства, **яже имене Твоего** не призывают, которые, бесчеловечно поступая с нами, оскорбляют не столько нас, сколько Тебя, нашего Владыку и Бога. Изречения стихов [[old:ps:078:06|6-7]] почти буквально повторяются у пророка Иеремии [[old:ier:10:25|(Иер. 10:25)]], когда он, обличая народ израильский за подражание язычникам в идольском злочестии, в то же время молит Бога, по наказании израильтян, **излить гнев на язычников, которые не знают Его и не призывают имени Его**. Ибо они **съели Иакова** (т.е. израильский народ), **пожрали его** (как звери) **и истребили его, и жилище его** (город Иерусалим и святой храм) **опустошили**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]