[<10>] ====== Толкования на Пс. 78:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Мы же людие твои и овцы пажити твоея исповемыся тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу твою** Пророк разумеет все человечество. Противопоставляя нас демонам, низверженным с неба, он называет человека народом Божиим и **овцами пажити** Его. Почему же **овцами пажити** Его? Потому, что мы – верные – питаемся Им чрез участие в таинствах. **"будем исповедовать Тебя, Боже, во век, в род и род возвещать хвалу Твою»**. Это исповедание озна­чает, что раньше было уже некоторое другое исповедание. Наперед Христос исповедал нас овцами Своими, сказав: //«овцы Мои слушаются голоса Моего»// [[new:in:10:27|(Ин.10:27)]]; затем, так как Он хотел принять и язычников, присовокупил: //«есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести»// [[new:in:10:16|(Ин.10:16)]]. Ему приносим ис­поведание и мы, называя Его пастырем в следующем псалме. И делаем это не на короткое время, а на веки, т.е. непрестанно; и возвещаем хвалу Его в род и род, принося Ему благодарственную хвалу во все роды; или восхваляем Его от обоих родов – не только от пребывающих в плоти, но и от тех, которые уже отошли из плоти, когда в своих молитвах к Нему призываем патриархов, апостолов, пророков или мучеников. **//Беседа на псалом 78.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Мы же людие твои и овцы пажити Твоея исповемыся Тебе Боже во век: в род и род возвестим хвалу Твою** А мы, нареченные народом Твоим, именующиеся стадом Твоим, непрестанно будем возносить Тебе песнопения и воздавать благодарение за благодеяния, и предав сие писменам, повествование о сем сообщим будущим людям. Пророк сказал: **«исповемыся»** вместо: возблагодарим. Ибо слово сие означает благодарение. ===== Евфимий Зигабен ===== **Мы же людие твои и овцы пажити твоея исповемыся тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу твою** **Мы же людие Твои и овцы пажити Твоея, исповемыся Тебе, Боже, во век** Хотя, говорит, мы и согрешили, но мы опять овцы пастбища Твоего, которое составляют заповеди Божии; и если Ты нас услышишь и спасешь, то мы будем благодарить Тебя всегда за спасение Твое. Слова //Феодорита//: Всегда будем с благодарностью исповедовать Тебе благодеяния и, написав оные, передадим повествование о них будущим родам. **В род и род возвестим хвалу Твою** Будем, говорит, воссылать Тебе, Господи, хвалу и славословие в каждом роде за дарованные нам тобою благодеяния и вспомоществования. //Феодор// говорит: В род и род, или означает многие преемства людей, или в смысле более таинственном—настоящую и будущую жизнь, или народ обрезанный и языческий. То же самое говорит и //Дидим//. Таково изъяснение сего псалма историческое. Но он приличен и гонимым правителями христианам. По таковому приложению и понятию его под народами должно разуметь правителей и гонителей и всех вообще враждующих против христиан, а наследники Христовы суть христиане согласно со сказанным: и дам тебе народы в наследие твое ([[old:ps:002:08|Псал. 2,8]]). Храм Христов есть каждая поместная церковь. Иepyсалим есть каждый город христианский. Трупы суть тела мучеников. Сообразно с сим надобно понимать и прочее. Далее Иаков— суть христиане, как запинающие диавола, как мы говорили многократно; соседи христиан суть евреи; потому что евреи и христиане имеют одну пажить—Ветхий Завет и потому что евреи по веpе ближе к христианам, нежели другие—идолопоклоннические народы. Сверх того и еретики близки к христианам большею частью учений своей веры. А уничижали Христа еретики, как злословившие Его или по Божеству, как Савелий и Apий, или по человечеству, как Аполлинарий и Hecтopий. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Мы же людие твои и овцы пажити твоея исповемыся тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу твою** Сими словами заключают верные молитву свою, обещая Богу по избавлении от зол вечную воздавать хвалу и благодарность. Здесь заметить должно, чего ради верные присовокупили к молитве оныя слова: **мы же людие Твои, и овцы пажити Твоея**. Ибо как Бог сынов Авраамовых с тем избрал, дабы прославляли имя Его, и воспевали хвалы в Сионе: сего ради прилично представляют Богу, что ежели Иудейский народ истреблен будет от врагов, то чрез сие пресечется и хвала имени Его. Итак, место сие без сомнения соответствует оному пророчеству [[old:is:43:21|(Ис. 43:21)]]: //люди Моя снабдех, да поведят добродетели Моя//. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Мы же людие Твои и овцы пажити Твоея исповемыся тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу Твою** **Пажить** значит «пастьба, пастбище, выгон». **Исповемыся** (от слова «исповедатися» – «прославить») значит: «благодарно прославим». **Овцами пажити** Божественной пророк называет здесь в переносном смысле народ израильский, как пасомый под руководством заповедей и установлений Божественных. Желая выразить обязанность свою вечно прославлять Бога за Его милости и благодеяния к народу израильскому, пророк выставляет преимущественное пред другими народами предназначение своего народа к прославлению Бога. Мы хотя и согрешали, как бы так говорит он, и виновны пред Тобою, Господи, но мы же все-таки Твой народ, **овцы пажити Твоея**; если Ты пощадишь и спасешь нас, мы будем всегда благодарны Тебе, **из рода в род** и во все веки будем воссылать Тебе хвалу и славословие. Таково объяснение псалма сего в историческом и буквальном смысле. Но некоторые из толковников находят в этом псалме таинственный или даже пророческий смысл, говорящий о гонениях на первенствующую Церковь христианскую со стороны языческих народов и их правителей, главным образом, со стороны римских императоров. Так, в самых первых словах псалма говорится о нашествии римлян на Иудею, под предводительством Тита (//Боже, приидоша язы́цы в достояние Твое//), и осквернении ими святыни христианского храма в Иерусалиме. Тогда Иерусалим превращен был в развалины, и тогда же, равно как и в последующие века, проливалась кровь несметного числа мучеников – рабов Христовых – //плоти преподобных//, т.е. тела святых мучеников, отдавались на растерзание //зверем земным//, что было в римском цирке и в других местах. А в некоторых местах так много было страстотерпцев Христовых, что некому было погребать тела и кости св. мучеников [[old:ps:078:01|(ст. 1–3)]]. Первенствующие христиане имели в лице неверовавших иудеев, а также многих еретиков, – ближайших соседей, от которых терпели всяческие поношения и поругания. Казалось, не будет и конца продолжавшимся три века гонениям на Церковь Христову [[old:ps:078:04|(ст. 4–5)]]. Находившимся в таком состоянии христианам естественно было умолять Господа Бога о ниспослании помощи гонимым и кары на язычников-гонителей, не призывающих имени Его, и о заслуженном воздаянии тем, которые поносили Господа Бога [[old:ps:078:06|(ст. 6–10]], [[old:ps:078:12|12)]]. Также естественно было гонимым молиться за тех христиан, которые подвергались заключению в оковы и в темницы и претерпевали изгнание, и за всех тех, которые обречены были на смерть ради имени Христова, которое они неотступно исповедовали и выражали твердое намерение исповедовать Его во все роды и веки, всем своим обществом, или, что то же, от лица всей Церкви христианской [[old:ps:078:11|(ст. 11]] и [[old:ps:078:13|13)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]