[<10>] ====== Толкования на Пс. 79:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей** См. Толкование на [[old:ps:079:13#svt_afanasij_velikij|Пс. 79:13]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 15-16 **Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе** Так как ни закон, ни пророки не обратили Израиля, то пророк по необхо­димости просит Бога, чтобы Он обратил, т.е. исправил. Как же обратить? Призревши с неба и увидев. Но разве когда Бог не ви­дит? Но теперь пророк просит Его увидеть с особенным мило­сердием и оказать нам большее благодеяние сравнительно с преж­ними. Заметь, что про­рок просит Бога придти не только в качестве земледельца, но и в качестве врача, потому что посещать свойственно врачу, который сам по себе производит осмотр. Итак, пророк просит Его придти в качестве врача, в качестве земледельца вновь устроить виноградник, уничтожить мы­сленного червя, и отсечь излишние разросшиеся ветви, благодаря которым он не в состоянии приносить плодов. Но ради какого виноградника? Не того, говорит, ограду которого Он разорил и который предал врагу, а ради ветви владычней, имеющей про­изойти от него. Вот почему, сказав: **«посети виноград сей»**, про­рок прибавил: **«...на Сына человеческого, Которого Ты укрепил Себе»**, т.е. ради Сына, имеющего родиться из иудейского виноградника, **"Которого Ты укрепил Себе»**, посети его. И подлинно, пришествие Единородного было посещением народа иудейского, если бы иудеи приняли его. По­тому-то и Иоанн говорил: //«пришел к своим, и свои Его не приняли»// [[new:in:01:11|(Ин.1:11)]], равно и сам Господь: Я не пришел, //«только к погибшим овцам дома Израилева»// [[new:mf:15:24|(Мф.15:24)]]. **//Беседа на псалом 79.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 15-16 **Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе** **«Боже сил обратися убо, и призри с небеси и виждь, и посети виноград сей: И соверши и́, егоже насади десница Твоя».** Посему умоляю Тебя, всесильный Владыка, призри свыше на опустошение винограда, и страждущих сподоби уврачевания; потому что Твое промышление доставляло ему прежнее благосостояние. //«Десницею»// же Пророк называет промысл. **«И на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе».** Начиная с сего, Пророк показует, что от онаго же винограда произрос Владыка Христос; ибо умоляет сподобить виноград попечения ради заимствованнаго от него храма, который ясно нарек Сыном человеческим. Так и Господь в священном Евангелии, как вместе Бог и человек, именует Себя Сыном человеческим, нарекая Себе именование от природы видимой. Посему пророческое слово научает сделавшихся пленниками умолять Бога всяческих, чтобы оказал некую пощаду винограду ради имеющаго произрасти от него спасительнаго корени. Ибо так именует Себя и Господь, говоря: //«Аз есмь лоза истинная, вы же рождие, и Отец Мой делатель есть»// ([[new:in:15:01|Ин.15:1]]). Ибо Он, как человек – виноградная лоза; а как Бог – делатель, сеющий //«доброе семя на селе Своем»// ([[new:mf:13:24|Мф.13:24]]). Поелику произрос от сего винограда, который соделался ни к чему годным, и делателю приносил вместо гроздов терния; то Сам стал истинною виноградною лозою, и произрастил великия розги – множество уверовавших в Него. Их-то тень подлинно покрыла горы, а ветви собою покрыли кедры; сей-то виноград действительно //«простре розги свои до моря, и даже до рек отрасли его».// Ради сея виноградныя Лозы умоляют дать пощаду и оному винограду, описывая различныя его бедствия. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 15-16 **Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей. И соверши и, его же насади десница Твоя** Боже, говорит, т. е. Царь горних сил, обрати, т. е. исправь, или обрати виноград Израиля от скорби к радости и из рабства в свободу, как мы изъяснили выше в [[old:ps:079:03|3]]м стихе; посети виноград сей, вместо: уврачуй его, как изнемогший и сокрушенный; соверши его в прежнем благополучии; ибо сей виноград насадила и утвердила десница Твоя, т. е. сила Твоя. Другой говорит: С великою трогательностью и жалостью сказано: посети виноград сей. Ибо Ты, говорит, земледелатель сего винограда, видишь опустошение его, как бы недостаточно было слово к изображению повреждения, если бы он не был посещен. И как Ты, по словам Исаии посадил его, т. е. посадил его здесь, то и соверши его снова, т. е. делай его готовым ко спасению чрез Сына человеческого. Кто же это Сын человеческий, как не сам Господь наш, как Он сам Себя называет в Евангелии? Слова //Исихия//: Поелику ни закон, ни пророки не обратили Израиля, то по необходимости просит, чтоб обратил его Христос. **И на сына человечеснаго **(призри)**, егоже укрепил ecи Себе** И здесь должно подразумевать общий глагол: призри. Призри, говорит, Господи, на сына человеческого, где сыном человеческим иудеи называют Зоровавеля, который укреплен Богом при царе Дарии; почему он победил двух юношей вопросом своим, доказав, что женщины и истина побеждают все: так, говорит, женщины побеждают все, а наиболее побеждает истина [[old:2ezd:03:12|(2 Ездр. 3,12)]]. Почему, заслужив мудрым своим предложением удивление, он получил от царя позволение пойти в Иерусалим и построить снова храм и город. А мы христиане Сыном человеческим называем восприятого Богом—Словом человека, т. е. по словам //Феодорита//, Владыку Христа. Ибо Бог—Слово укрепил в самом Себе т. е. в Божественной ипостаси человеческую природу, и, сообщив ей Божескую свою крепость, сделал ее сильною против диавола. Это есть молитва к принявшему в соединение с собою человеческое естество, о восприятии сего смешения, чтобы он ускорил воспринять и укрепить его. Слова //Феодорита//: Здесь предсказывание о прозябении от него (винограда) Владыки Христа: ибо просит, чтобы виноград удостоился попечения ради того храма, который будет взят из него, и который ясно назван здесь Сыном человеческим. Итак, пророческое сие слово учит, чтобы те, которые взяты в плен оружием, молили Бога всех о даровании винограду никоторой пощады ради имеющего произрасти из него спасительного корня. Ибо так и сам Господь называет Себя, говоря: Я есмь виноград истинный, и Отец мой делатель есть. Как человек Он есть виноград, а, как Бог, то и земледелатель, Сеющий доброе семя на поле своем. По истине сей виноград распростер ветви свои до моря и отрасли свои до рек, ибо нет места, нет под всем небом, где бы не были утверждены для сего винограда Божественные точила (тиски). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 15-16 **Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе** Здесь во образе молящагося, Пророк научает Израильтян, что Бог хотя на время скрывает от них лице Свое, и даже показывает вид отчуждения, но они не должны предаваться отчаянию. Ибо ежели прибегнут к Нему с надеждою исправления, то Он примирится с ними, хотя и является ныне неумолим. Верные, будучи сим обнадежены, прибегают к Богу, и ничего собственнаго не приносят, ниже хвалятся достоинством своим, но токмо просят Бога о том, дабы воззрел на них, и возвратил прежнюю милость Свою. **Призри**, глаголют, **с небесе, и виждь**. Сие слово, **с небесе**, без сомнения положено, во-первых, для того, дабы Израильтяне не колебалися в вере, хотя Бог, от Котораго они отступили, далече отстоит от них; во-вторых, дабы взирали на небо, когда на земли нет ни единаго ко избавлению средства. Оныя слова, **и на Сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе**, различные различно толкуют: ибо некоторые разумеют вообще о всяком верном Израильтянине, другие во особенности о Христе, или о Мессии, иные о царе и проч. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей** Не долго Бог может терпеть это; да посетит же Он скорее Своею милостию Свой виноградник, о котором Он прежде так заботился и который теперь так сильно поврежден, и Своим всемогуществом снова да восстановит его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей** //Обратись же, Господи, и защити Своей силой Твою отрасль! Да будет над нею десница Твоя и мы не отступим от Тебя// //"Обратись"// - взгляни милостиво, защити. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 15–16 **Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя, и на сына человеческоаго, егоже укрепил еси Себе** Изобразив под образом виноградника сначала славное и счастливое состояние израильского народа [[old:ps:079:09|(ст. 9]] и [[old:ps:079:12|12)]], а потом бедственное и уничиженное его состояние [[old:ps:079:13|(ст. 13-14)]], пророк обращается затем с молитвою к Богу о скорейшей помощи, о восстановлении в прежнее состояние расхищенного и разоренного виноградника, к которому прежде Господь так любвеобильно относился. Назвав Бога сильным, Богом небесных горних сил, или, что то же, всемогущим, пророк умоляет, чтобы Господь отвратил гнев Свой и обратился с милостью к народу Своему чтобы призрел с высоты небесной на виноградник Свой и посетил его, т.е. исправил бы все повреждения его, уврачевал бы его, как изнемогший, сокрушенный; чтобы совершил его, или, как читается по переводу с еврейского: «охранил то, что насадила десница Его». Последние слова: **и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе**, – (по тому же переводу читаются: «охрани») и //отрасли// [[old:ps:079:12|(ст. 12)]], **которым Ты укрепил Себе**. Под **сыном человеческим** иудеи разумели здесь (по Зигабену) Зоровавеля, который укреплен Богом при мидо-персидском царе Дарии. Заслужив мудрым своим предложением удивление царя ([[old:2ezd:03:12|2 Ездр.3:12]], [[old:2ezd:03:04|4]] и след.), он получил от него позволение пойти в Иерусалим и построить снова Храм и город [7, с. 643]. Святая Церковь, по мнению св. Афанасия Александрийского, блж. Феодорита и других толковников, в последней половине 16-го стиха видит пророчество о Христе, Сыне Божием, Который именовал Себя Сыном Человеческим. **Соверши и**, по словам названных отцов Церкви, значит: «соделай народ Свой готовым ко спасению, приуготовь его к сему чрез Сына Человеческого»; ибо сказанное: **на сына человеческого** – значит: «чрез Сына Человеческого». Кто же есть Сын Человеческий, как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях? [3, с. 271; 6, с 387]. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]