[<10>] ====== Толкования на Пс. 79:18 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 18-19 **Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе, и не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем** **Да будет, рука Твоя на Мужа десницы Твоея.** Дело же это, то есть спасение народа, которое означается словом «рука», **да будет на Мужа десницы Твоея,** то есть чрез Того Мужа, Который есть Десница Твоя. Кто же это, как не Сын человеческий, Который есть Отчая Десница, хотя и соделался человеком? Когда же совершится это, и спасет нас Десница Твоя, наименовавшаяся Мужем и Сыном человеческим; тогда **не отступим от Тебе,** как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем, т. е. христианами. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да будет рука твоя на мужа десницы твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе** См. Толкование на [[old:ps:079:17#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 79:17]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 18-19 **Да будет рука твоя на мужа десницы твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе, и не отступим от тебе: оживиши ны, и имя твое призовем** **Мужем десницы** называется Христос: **мужем** – по человечеству, **десницы** Его – во-первых потому, что Он вместе с плотью сидит как бы в деснице Отца, а затем и потому, что Он устроил всю тварь. Его же называет пророк и **Сыном Чело­веческим** точно также по причине плоти. Но чтобы ты считал всего Его единосущным Отцу по божеству, говорит: **«Которого Ты укрепил Себе»**: укрепил его, поскольку Сам родил Его, укрепил Себе, по­скольку родил Его равномощным и по всему Себе подобным. Про­рок молится, чтобы на нем была рука Отца, разумеется, для совер­шения знамений и чудес для нас, так как последние называются иногда рукою Божией, иногда перстом. Пророк молится, чтобы знаме­ния для нас совершены были уже не чрез пророка, не чрез богоносного мужа, например Моисея, или Илию и др. пророков, а чрез Сына, обе­щая, что если это сбудется, то мы уже не отступим от Него, потому что многократно отступали. **«Оживи нас, и мы будем призывать имя Твое»**. Оживишь нас живою водою крещения. Тогда мы призываем и имя Его, называясь по имени Христа христианами. **//Беседа на псалом 79.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Да будет рука твоя на мужа десницы твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе** **Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея** И это евреи понимают о Зоровавеле так: пусть приидет сила Твоя, Господи, на мужа десницы Твоей, т. е. приближенного к деснице Твоей и друга ее—Зоровавеля. А мы — христиане относим и сие к восприятому в соединение с Богом Словом человеку, т. е. ко Христу. Давид просит здесь, чтобы пришли знамения и чудеса (которые называются рукою Божиею и перстом Божиим) на мужа десницы Отца; а десница у Отца есть Сын, как Творец всего, по словам //Афанасия//. **И на сына человеческого, его же укрепил ecи Себе** Те же самые слова, которые Давид сказал выше, он говорит здесь в виде повторения. Далее Сыном человеческим называет Христа, как Сам Христос называл Себя сим именем по причине видимой плоти, которую воспринял от Девы, которая была дщерь человеческая. Слова //Дидима//: Сына человеческого, которого Ты укрепил Себе, не восхотев, чтоб Он имел состав телесный от семени мужеского; ибо сей святый плод составился чрез наитие Святаго Духа на Деву и силу Всевышнего, Который и приготовил виноградную лозу к приношению плода. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 18-20 **Да будет рука твоя на мужа десницы твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе, и не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя твое призовем. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся** Пророк простыми словами повторяет здесь молитву, которую выше употребил под преносным именем винограда, и просит Бога, дабы Он **рукою** Своею покрыл **мужа десницы** Своея, **и Сына человеческаго, егоже укрепил Себе**. Но неизвестно, о царе ли едином или о всем народе сие глаголет. Ибо хотя Иеровоам помазан был в царя, однако не законным образом честь оную получил, как сам Бог у Осии глаголет: //дах вам царя во гневе Моем// [[old:os:13:11|(Ос. 13:11)]]. Следовательно, слова сии приличнее отнести ко всему телу Церкви, а паче к главе ея Христу, обещанному Мессии, Который не без причины нарицается **мужем десницы** Божией и **Сыном человеческим**. Ибо поставлен был Царем над церковию не по человеческому избранию, но единою десницею Бога Отца, якоже Сам глаголет во псалме [[old:ps:002:06|(Пс. 2:6)]]: //Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом горою святою Его//. **Сыном** же **человеческим** нарицается потому, что //**Себе** умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек// [[new:fil:02:07|(Флп. 2:7)]]. Оныя слова: **не отступим от Тебе, оживиши ны, и имя Твое призовем**, приносятся от лица всех верных, которые обещаются пред Богом всегда пребыть благодарными к Нему: ибо призывание имени Божия берется здесь за жертву хвалы, то есть, за благодарность, или за слово устен, как Пророк инде говорит. В толковании последняго стиха распространяться не будем: довольно сказать, что Пророк не без причины полагает его в третий раз, но дабы Израильтяне, обремененные бедствиями, не ослабевали духом, но взирали к Богу, и от Него единаго помощи ожидали. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе** **Муж десницы** (Вениамин) – весь народ; седящий по правую сторону пользуется особенною честью, особенною защитою; как возлюбленный и особенно покровительствуемый Богом [[old:vtor:33:12|(Втор. 33:12)]], Израиль называется мужем десницы Божией. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да будет рука твоя на мужа десницы твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе** //"Муж десницы"// - излюбленный муж, стоящий подле правой руки, был "Вениамин" (см. [[old:vtor:31:12|Втор XXXI:12]]). Вениамин здесь берется для обозначения всего Израильского царства.// "Сын человеческий"// - весь иудейский народ. Название сына ему было дано Богом еще в Египте (см. [[old:ish:06:22|Исх VI:22]]; пр. [[old:os:11:01|Ос XI:1]]). //"Которого Ты укрепил Себе"// - избрал для Своего особенного руководства. Это руководство и покровительство, действительно, оказывалось Богом всему народу еврейскому за время его жизни и поселения в Палестине. Это же покровительство было источником той политической и внешней силы, которую евреи приобрели в глазах всех соседних языческих народов. Всему еврейскому народу писатель молит Господа послать "руку", т. е. помочь. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 18–20 **Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе, и не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся** Продолжая молитву к Богу о скорейшей и всесильной помощи Его народу Своему, пророк просит, чтобы народ сей снова был принят под особое покровительство Божие (**да будет рука Твоя**), причем самый народ он называет **мужем десницы Божией**, как возлюбленный и особенно покровительствуемый Богом. Под **сыном человеческим**, о котором говорит: **егоже укрепил еси Себе**, т.е. которого Ты приблизил и присвоил Себе, нужно разуметь здесь, как и в стихе 16, или тот же народ иудейский (отрасли виноградника Божия), или избранного из того же народа мудрого мужа Зоровавеля (см. объяснение [[old:ps:079:16|ст. 16]]). А по мнению отцов церкви (св. Афанасия Александрийского, блж. Феодорита и др.), под **сыном человеческим** разумеется здесь Спаситель мира, Господь Иисус Христос, «Который есть отчая Десница, хотя и сделался человеком» [3, с. 271]. Следующие изречения псалмопевца теми же отцами Церкви объясняются опять в отношении к лицу Иисуса Христа, Сына Божия. «Когда спасет нас, – говорит св. Афанасий, – Десница Твоя, наименовавшаяся мужем и Сыном Человеческим, тогда не отступим от Тебе, как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем, т.е. христианами» [3, с. 271]. **Оживиши ны, и имя Твое призовем**, – это значит, по словам блж. Феодорита, что «держава смерти будет сокрушена, и мы улучим вечную жизнь, поклоняясь Тебе, Спасителю Богу» [6, с. 388]. В стихе [[old:ps:079:20|20]], и последнем, повторяется дословно стих [[old:ps:079:08|8]], для усиления молитвы о том, чтобы Господь Бог возвел народ свой от падения на высоту прежней славы его, а в связи с речью о Сыне Человеческом, т.е. Господе Иисусе Христе, пророк выразил такую молитву: Господи, Боже сил небесных! Обрати нас от пути заблуждения и яви нам Сына Твоего, Который есть собственное лице Твое. Ибо «кто, – говорит Иисус Христос, – видел Меня, тот видел Отца» [[new:in:14:09|(Ин. 14:9)]], и мы, увидев Тебя в лице Сына Твоего, уверуем в Него и спасемся. «Часто, – говорит св. Афанасий, – повторяет прошение сие, желая, чтобы скоро последовало явление Единородного и чрез Него спасение верующих» [3, с. 271]. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]