[<10>] ====== Толкования на Пс. 79:20 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся** **Господи Боже сил, обрати ны.** Непрестанно повторяет прошение о скорейшем пришествии Единородного, Который спасет их. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся** Пророк часто повторяет эти слова. Он молится не применительно только к на­стоящему, показывая, что ни обратиться, ни спастись мы не можем иначе, как только чрез воссияние лица Божия, т.е. воплотившегося Слова. **//Беседа на псалом 79.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господи Боже сил обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся** Посему ради всего этого и ради будущаго чрез нас спасения всем человекам, прекрати наши горести, и даруй нам возвращение. Ибо, если только явишься, мы улучим спасение. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи, Боже сил, обрати ни, и просвети лице Твое, и спасемся** Сии слова и выше сказал, и мы изъяснили их. Но там мы относили их к евреям, а здесь приложим их и к нам христианам. Господи, говорит; Боже ангельских сил, или податель сил, или сказано околично, вместо: сильный, как мы изъясняли в другом месте. Обрати, говорит, нас от заблуждения, и яви нам Сына твоего, Который есть собственное лице Твое. Ибо кто, говорит, видел Меня, тот видел Отца [[new:in:04:09|(Ин. 4:9)]] и мы тотчас спасемся чрез веру в Него. Выражение: яви лице Твое, есть изъяснение выражения: обрати нас. Таково изъяснение сего псалма. Слова //Афанасия//: Часто произносит прошение сие, желая, чтобы скоро последовало явление Единородного, и чрез Него спасение верующих. Он совершенно относится и к нам христианам, храмы и города которых сожгли неверные правители и гонители из царей попущением Божиим за грехи наши. И под народом мы можем разуметь народ христианский, называя его Ефремом за плодоприношение добродетелей, и Вениамином за правоту в вере, ибо Вениамин значит сын правой руки. Можем назвать его и Манассием, как получившим забвение прежнего заблуждения в идолопоклонстве ибо Манассий значит забвение. Прочие слова легко прилагаются к христианам. Именно, под виноградом можешь разуметь народ христианский, как перенесенный из тьмы заблуждения и неведения (ибо это значит Египет) в благую землю благочестия. Народы изверженные суть демоны, идолы и погибшие мучители и гонители христиан. Проложение пути для благочестия составляют евангельские заповеди; потому что и они посекают и очищают вещество на пути богопознания и добродетели. Корни благочестия суть истины учения о Христе. И сие благочестие наполнило всю землю, как сказано, по всей земле разнесся голос Апостолов, проповедавших оное. Тень благочестия есть слава его, которая покрыла горы, т. е. возвысилась; или тень благочестия есть Божественная благодать, исходящая из благочестия. Горы его и холмы суть люди, возвысившиеся в деятельной добродетели. Ветви его суть опять истины учения (или предания), кедры Божии суть высокие созерцательные добродетели. Отрасли и отпрыски суть народ, составляющий Церковь и среди его пришельцы, присоединившиеся к благочестию из язычников. Под морем вообще и всеми реками разумей всю землю. Вепрь есть диавол, находящий удовольствие в нечистоте. Лес и роща суть души, заглушенные страстями и бесплодные, в которых обитает диавол. Тот же диавол собственно и преимущественно есть одинокий, как имеющий особенное и отдельное зло и дикий, как жестокий и бесчеловечный; и следовательно и всякий жестокий правитель, который ведет брань и погубляет виноград Христов. Вепрем также может быть назван и одинокий зверь по изложенным причинам. **//Толковая Библия.//** ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся** См. Толкование на [[old:ps:079:18#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 79:18]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся** См. Толкование на [[old:ps:079:18#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 79:18]]