[<10>] ====== Толкования на Пс. 82:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове** **Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре.** Как никогда мадиамляне, Сисара и Иавин, восстав на израиля, истреблены — одни у водотока Кисоня, а другие в Аендоре, так да подвергнутся подобному наказанию нападающие на нас с ассуром. Сисара был воевода сил, а Иавин — Царь ханаанский; и оба они у водотока Кисоня обращены в бегство рукою Барака и Девворы, жены израильской, как написано в книге Судей. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 10-11 **Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове: потребишася во Аендоре, быша яко гной земный** Не без причины пророк избрал из всех врагов именно этих, а потому, что война имела для них неожиданный исход. Ма­дианитян, во множестве покрывавших землю, Гедеон поразил без оружия, и истребил с тремястами мужей, которые не имели ни ме­чей, ни щитов, ни шлемов, ни других воинских доспехов, а упо­требляли в дело только одни факелы и роговые трубы. Сисару же, который был вождем народа Иавима и выступил в поход с девятьюстами железных колесниц, Бог привел в страх, и, обра­тив в бегство, предал в руки жены Хавера Кинеянина, которая убила его дверным колом. Итак, пророк молится, чтобы подобно этим врагам пали от руки Божией и те, которые перечислены выше. О потоке Киссоне и Аендоре он упомянул потому, что здесь прои­зошло сражение с Сисарой. **"Сделались как навоз... на земле»**. Гордость и высокомерие их были уничтожены поражением до такой степени, что их считали ничтожными на подобие навоза. Хорошо пророк ука­зал на навоз: подобно тому, как последний, хотя малоценен сам по себе, способствует плодородности земли, так точно и поражение и слабость гордых делает наши души способными на добродетели. **//Беседа на псалом 82.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 10-11 **Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове: потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный** **«Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко и Иавиму в потоце киссове»: «Потребишася во Аендоре».** С признательностию воспоминают прежния благодеяния, испрашивая и себе тойже помощи. А сих военачальников сокрушили Варак и пророчица Деввора. **«Быша яко гной земный»**; потому что, оставшись непогребенными, обратились в прах, и как бы гной какой смешались с землею. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове** Сими словами Давид проклинает вышеупомянутые народы, завидовавшие по причине обновления Иерусалима и в клятве сей упоминает о странной и чудесной погибели и истреблении древних народов, воевавших против Израильтян, прося о подобном истребления и их. Мадиам значит мадиамское войско, так названное от Мадиана. Войско сие, покрывшее своим множеством землю, истребил Гедеон посредством трех сот воинов (притом безоружных), имевших в своих руках только трубы, светильники и кувшины, как повествует о том книга Судей в главе [[old:sud:07:start|7]]й. Сисара был военачальник царя ханаанского—Иавима, имевший 900 железных колесниц. Сих обоих победил Варак, по повелению Девворы, судившей в те времена Израиля; и когда Сисара бежал, его приняла в свой шалаш жена Хавера— Иаиль и, напоив его молоком, усыпила, потом, взяв молот и кол, водрузила его в висок его и таким образом умертвила его, как повествует книга Судей в [[old:sud:04:start|4]]й главе. Далее Иавима убил и все войско его истребил Варак; а поток, т. е. сухой ров, Киссонн был местом сражения их, по изложению книги Судей в гл. [[old:sud:04:start|4]]й. //Евсевия//: Сотвори, вместо: сотворишь, чем пророчествует о том, что имеет случиться с вышеозначенными народами. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 10-12 **Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове: потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный. Положи князи их яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их** Верные Израильтяне, по принесении жалобы на лютейших гонителей своих, паки обращаются к Богу, и дабы лучше преклонить Его на помощь, представляют Ему, коль часто в подобных случаях подавал Он помощь Своему народу. Откуду заключить следует, что Бог иногда с намерением медлит помогать страждущим рабам Своим, дабы в последней уже крайности сущим чудесную явить помощь. Сего ради Пророк приводит многия истории вместе, дабы вкратце показать, что Бог, Который толикократно поражал врагов и робких Своих овец исхищал из челюстей волков, пребывает тот же и ту же имеет силу. В самом деле всем известно, коль чудесным образом помог Бог Своему народу рукою Гедеона [[old:sud:07:start|(Суд. 7)]]. Ибо не чудесное ли то было дело, что Гедеон не устрашился выйти против многочисленнаго вражия ополчения с тремя стами воинов, да и то таких, кои приобыкши к мирной жизни, и одного взора военных людей бояться могли? Но сделалось так, что Мадианиты от собственных язв на брани пали. Та же Божия милость проявилась в поражении царя **Иавима** и вождя его **Сисары**. Ибо под предводительством жены были поражены от Варака, который многочисленному воинству **их** противопоставил небольшое число вооруженных [[old:sud:04:start|(Суд. 4)]]. И вождь **Сисара** не на брани пал, как бы надлежало храброму воину, но спасаясь бегством, убиен был в хижине рукою жены. Итак, дабы верные, будучи объяты страхом, не пришли во отчаяние, благопристойно и благовременно ободряют себя сими примерами, коими засвидетельствовал Бог, что Он един имеет в Себе довольно силы к защищению рабов Своих, лишь бы только они, оставя человеческия пособия, благонадежно к Нему прибегали. На сей конец не в сем токмо месте повествуется о поражении Мадианитов и им подобных врагов церкви, но и //Исаия// в том же разуме будущее избавление ея следующими подтверждает словами: //зане отымется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их, жезл бо сей сокрушит Господь, якоже в день, иже на Мадиама// [[old:is:09:04|(Ис. 9:4)]]. За сим описывает и место, где поражены были **Иавим** и **Сисара** с воинством **их**. Сие место было близ потока, нарицаемаго Кисон [[old:sud:05:start|(Суд. 4–5)]], которое иначе **Аендором** зовется. Тамо убо **потребишася**, и **Быша яко гной земный**. Ибо или непогребенные на земли истлели, или были ногами попраны на подобие **гноя**. Следующия за сим слова: **положи князи их яко Орива и Зива и Зевеа и Салмана**, относятся к той же истории Гедеона, как повествуется в книге [[old:sud:08:start|Суд. 7–8]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 11-12 **Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове: потребишася во Аендоре, быша яко гной земный** Далее снова следует молитва, чтобы Бог со всеми этими врагами поступил так, как поступил с врагами народа Божия в древние времена, послал на них бурю и молнию Своего страшного гнева, чтобы бесчестным поражением привести их к признанию Его имени, Его высочайшей власти и могущества. При необычайном содействии помощи Божией в период судей побеждены были хананеи при Иавине (царе) и Сисаре (полководце) и позднее мадианитяне (цари их были Зевей или Зива и Салман, полководцы назывались Орив и Зив), первые – Бараком, вторые – Гедеоном. Победа над мадианитянами, как более блестящая, названа сначала, в ближайшем же изложении (ст. 11) раннейшая по времени поставляется на первом месте, ср. [[old:sud:04:05|Суд. 4:5,]] [[old:sud:04:07|7,]] [[old:sud:04:08|8]]. Аэндор (в книге Судей не назван) лежал вблизи Фавора, следовательно, недалеко от места победы Барака. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-12 **Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове: потребишася во аендоре, быша яко гной земный. Положи князи их яко орива и зива, и зевеа и Салмана, вся князи их** //Порази их, как Ты поразил некогда хананеев и мадианитян, развей их как пыль, сожги, как огонь сжигает все, да постыдятся они, погибнут и да познают Тебя, единого над всею землею// Иавин был царь хананейский, Сисара - его полководец, уничтоженные судьею Вараком. Мадианитяне с царями Зевеем и Салманом и полководцами Оривом и Зивом были разбиты Гедеоном. Аендор лежал недалеко от Фавора, вблизи места победы Барака. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 10–11 **Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове: потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный** Изречениями сих стихов пророк снова обращается к Богу с молением, чтобы Он с враждебными израильтянам народами поступил (**сотвори им**) так, как поступил некогда с мадианитянами, во времена Судей угнетавшими Израиля и нападавшими на него, под предводительством **Сисары**, военачальника царя Асорского **Иавима**. Господь Бог, наказавший тогда израильтян за нечестие и совращение в идолопоклонство, помиловал их потом, когда они раскаялись в своем грехе отступления от Бога, и предал в руки их как самого царя и его военачальника, с 900-ми колесницами, так и все многочисленное воинство их, которое было частью истреблено, частью обращено в бегство израильским войском, предводительствуемым Бараком и пророчицей Девворой. Случилось это **во Аендоре**, близ водотечи Киссона (**в потоце Киссове**), как обстоятельно описано все сие в книге Судей [[old:sud:04:start|(Суд. 4)]]. Все истребленные при сем случае оружием мадианитяне оставались непогребенными, гнили на поверхности земли и представляли собою гниющие навозные кучи, **быша яко гной земный**. Сделай им то же, молит пророк, что сделал **Мадиаму и Сисаре**, что сделал **Иавиму у потока Киссова**, которые истреблены **в Аендоре** и сделались навозом для земли. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]