[<10>] ====== Толкования на Пс. 82:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы** См. Толкование на [[old:ps:082:14#svt_afanasij_velikij|Пс. 82:14]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы** Пророк молится, чтобы они лишены были всякого успеха. Полезен тот огонь, которым плавится золото или серебро, печется хлеб, согревается лекарство, словом, приготов­ляется что-нибудь для нас полезное; от огня же, которым попаля­ются леса и сожигаются горы, нет никакой пользы; горит он весьма сильно, а когда потухнет, оставляет только копоть и пепел. Таковы-то оказываются грешники, когда подвергнутся гневу Божию. **//Беседа на псалом 82.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 15-16 **Яко огнь попаляяй дубраву, яко пламень пожигаяй горы: Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я** В дубравах сам собою воспламеняется огонь, когда дерева, качаемыя сильным ветром, трутся одно о другое, трением производят теплоту, и мало по малу друг от друга возгараются. Посему Иудеи просят, чтоб и враги их, подобно сему, взаимно истребляли друг друга, и предаваемы были собственным своим беззакониям, по пророчеству, которое говорит: //«ходите светом огня вашего и пламенем, его же разжегосте»// ([[old:is:50:11|Ис.50:11]]). ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 15-16 **Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы. Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я** Как, говорит, огонь сожигает лес, так Ты, Господи, попали вышеупомянутые народы, завидующие возобновлению Иерусалима; ибо огонь скоро и со всем свирепством сожигает лес. Следующий за сим пламень есть изъяснение выше сказанного: как огонь и проч. Подобным образом и слова: гневом своим смятешь их, суть изъяснение слов: так поженешь их бурею Твоею. Так, говорит, Господи, прожени и смути их бурею Твоею, т. е., гневом твоим или внезапным и самым сильным движением Твоего гнева, по словам //Исихия//. Ибо свойство бури, и сильного кружения ветра есть то, что он приводит в смятение и разрушает то место, на которое нападет. Выражение же: поженешь и смятешь, поставлено в будущем времени, или пророчески, или вместо: пожени и приведи в смятение. Слова //Афанасия//: Пусть, говорит, они получат огонь, который сами развели; и этот огонь истребит их точно так, как и чувственный огонь истребляет лес. Подобное сему сказано в следующих словах: вот все вы как бы огонь возжигаете: ходите же при свете и пламени огня вашего, который вы разжгли [[old:is:50:11|(Ис. 50,11)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст.15-16 **Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы: тако поженеши я бурею твоею, и гневом твоим смятеши я** Предвозвестив казнь нечестивым и непостоянство счастия их в веке сем, а погибель в будущем, здесь предвозвещает скорость, с какою Бог накажет их. Ибо не удовлетворяся подобием ветра, сокрушающаго трости, сравнивает **гнев** Божий со огнем, попаляющим древа дубравная, или траву, на **горах** растущую. **Буря** и **гнев** одно и то же означают здесь, то есть праведный суд Божий, имеющий в смятение привесть нечестивых на подобие сильной **бури** или вихря, которому никакими силами противиться не можно. Блаженный Августин прилично замечает здесь, что нечестивые сравниваются с **горами** по причине превозношения и гордости своей: а с древами дубравными по причине того, что не имеют плодов благих, за что праведно вечному огню предаются. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы** **Горы** – то, что покрывает горы, горные дубравы, которые зажигает молния. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы** См. Толкование на [[old:ps:082:14#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 82:14]] [<10>]