[<10>] ====== Толкования на Пс. 82:17 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Исполни лица их безчестия и взыщут имене Твоего, Господи** **Исполни лица их безчестия.** Ибо, обманувшись в своих желаниях, и исполнившись стыда, познают они силу Твою. **И взыщут имене Твоего, Господи.** Это говорит в том смысле, что наказания обратятся им в пользу. Сказано же //«взыщут»// вместо «познают». **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-18 **Исполни лица их безчестия, и взыщут имене твоего, Господи. Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут** Когда они лишатся надежды, ради которой пренебрегали надеждой на Бога, они естественно подвергнутся стыду и бесчестию за то, что по­лагались на пустые вещи и скоропреходящее считали пребывающим. После такой перемены они взыщут имя Божие, предпочитая общение с Ним всему прочему. Но так как в настоящей жизни это слу­чается не со всеми грешниками, потому что одни, исправившись, оста­ются такими до конца, другие же, утратив благочестие, не обраща­ются к Богу, то о последних пророк сказал: **«да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут»**. Ясно, что он разумеет век бу­дущий, где грешники не только терпят стыд, но и испытывают смущение и со срамом погибают, так как для них там нет уже времени для покаяния. Они не могут покрыть своего стыда покая­нием; стыдятся же они не только Судии, но и тех, в присутствии кого они судятся, тех, кого они обижали, кому понапрасну строили козни; их стыдятся они по необходимости, видя, как они блажен­ствуют, а сами напротив страдают. Тогда-то они по необходимости узнают Бога, их к этому принудит страх и суд. **//Беседа на псалом 82.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Исполни лица их безчестия: и взыщут имене Твоего Господи** Ибо, обманувшись в том, чего желают, и исполнившись стыда, познают они силу Твою. ===== Евфимий Зигабен ===== **Исполни лица их безчестия и взыщут имене Твоего, Господи** Исполни, говорит, Господи, лица вышеозначенных язычников бесчестием, одержав над ними победу, потому что, когда они будут обесчещены, чрез победу над ними, они станут искать имени Твоего, Господи, ужасаясь и говоря: кто такой Бог еврейский, который избавил свой народ, а нас, врагов его, погубил? ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 17-18 **Исполни лица их безчестия, и взыщут имене твоего, Господи. Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут** Понеже гордость нечестивых, на погибель церкви с яростию устремляющихся, зело несносна: сего ради Пророк просит Бога, дабы посрамил и низложил врагов, когда гордость их иначе исправлена быть не может: да тако, глаголет, **взыщут имене Твоего**. Сие же не об истинном обращении врагов разуметь должно, как некоторые толкуют. Ибо хотя первый степень к покаянию есть смирение, когда люди, будучи смиряемы казнями, добровольно покоряются Богу: но Пророк без сомнения замечает здесь принужденное и рабское покорение, каковое, например, было Фараоново. Ибо часто случается, что нечестивые, будучи принуждены казнями, дают славу Богу на краткое время, но вскоре паки неистовствуют: откуду ясно открывается лицемерие их, и зверская лютость крывшаяся в сердцах. Сего ради хощет, дабы нечестивые принужденно познали Бога и тако удержали ярость, происходящую от ненаказанности. Сие лучше явствует из следующаго за сим стиха, где ясно молится о вечной погибели их, что было бы не к месту, ежели бы желал им покаяния. И не без причины употребляет множество тожде значущих глаголов, отчасти потому, что люди отверженные никогда не смиряются и, будучи часто наказуемы, паки собирают новыя силы, и новую приемлют дерзость: отчасти же потому, что нет ничего труднее, как удостоверить нас о погибели таких людей, кои величайшим наслаждаются благополучием и жизнь свою препровождают в утехах. Сие же происходит от того, что мы не довольно понимаем, коль ужасная Божия казнь ожидает гонителей церкви. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 17–18 **Исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи. Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут** Когда многочисленные враги народа израильского, в гордости и ослеплении своем, готовы были торжествовать победу, пророк молит Бога, чтобы Он нанес им неожиданное для них поражение и, таким образом, посрамил гордость их и покрыл бы лица их **бесчестием и стыдом**. Униженные и обесчещенные, они должны сознать свое бессилие и ничтожество и невольно признать (**взыщут** здесь значит то же, что «признают») величие и всемогущество Бога Израилева, славу «имени Господа Бога вышняго» [[old:ps:082:19|(ст. 19)]]. А так как это признание будет вынужденное, невольное и, следовательно, не искреннее, а лицемерное, то оно и не приведет их (как не привело, например, фараона египетского) к спасительному «познанию Бога» [[new:in:17:03|(Ин. 17:3)]], а послужит им к вечному стыду и вечной погибели: **да постыдятся и смятутся навеки, да посрамятся и погибнут**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]