[<10>] ====== Толкования на Пс. 83:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой** **Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя: олтари Твоя, Господи.** Под образом птицы разумеет душу человеческую, уловляемую мысленным ловцом, по сказанному:// душа наша яко птица избавися от сети ловящих// ([[old:ps:123:07|Пс. 123,7]]); а под образом горлицы — душу, которая живет в чистоте и целомудрии. Поэтому говорит, что всякая душа найдет это прибежище, т. е. доступ к алтарям. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой** О птице он говорит? Конечно, о человеке: //«душа наша избавилась, как птица из сети птицеловов»// [[old:ps:123:07|(Пс.123:7)]]. А Господь, желая показать Своим ученикам, насколько они отличаются от других святостью, говорит им: //«не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц»// [[new:mf:10:31|(Мф.10:31)]]. О том же и Соломон громко говорит: //«спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова»// [[old:pr:06:05|(Притч.6:5)]]. И опять божественный голос: //«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его»// [[new:mf:13:31|(Мф.13:31–32)]]. Так, и здесь многочислен­ные человеческие племена уподобляет птицам. **"и птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих»**. Горлице уподобил святую Церковь, имея в виду разнообразные да­рования мудрости. А что Церковь разнообразно украшена, об этом можно услышать от Давида, говорящего: //«дочери царей – в почете у Тебя, предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная»//. **"и птица находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих»**, то есть, под густыми ветвями крестного древа воспитывающая своих ново-просвещенных чад. Об этой горлице вспоминает и Иеремия, говоря: //«знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь»// [[old:ier:08:07|(Иер.8:7)]], называя горлицей всечестную Церковь, ласточкой – пустыннолюбивого Иоанна, кузнечиком – красноречивого Павла, свирель церковную. Об этой горлице заповедует Господь Ав­рааму: //«возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя»// [[old:gen:15:09|(Быт.15:9)]]. Об этой горлице вспоминает Писание в Песни Песней: //«голос горлицы слышен в стране нашей»// [[old:pp:02:12|(Песн.2:12)]]. Голос этой горлицы возвещает нам, что небесная весна – Христос – является с неба. //«Голос горлицы слышен в стране нашей»// днесь. **//Слово о горлице, или о Церкви.//** ---- Это понимай в том смысле, что как птички находят дом и горлицы гнездо, так и мы находим убежище и кров у ал­тарей Божиих. Вернее, впрочем, что **птицею** пророк называет мужа, пребывающего в монашеском любомудрии, потому что у него есть много сходного с птицею: он не имеет дома на земле, не забо­тится о завтрашнем дне, не знает суеты, питается простою пищею; **горлицею** же – воздержную деву – по причине ее чистоты, любви к уединению, унылого голоса (таковой именно приличен деве), и любомудро проводящую жизнь в слезах вдовицу. Они-то нашли себе дома и гнезда в алтарях Божиих, потому что имеют обычай здесь обитать и свивать гнездо, обитать – ради безопасности, свивать гнездо – потому что плод и чада дев и воздержниц заключаются в освящении и умерщвлении страстей, образом чего, а вместе и побуж­дением, и служат алтари. Заметь и то, что Господа сил, Господа неба, или вернее – вездесущего пророк назвал своим царем и Богом, показывая, что общее благо можно считать своим собствен­ным; потому изволил и обитать в нас ничем не заключимый. **//Беседа на псалом 83.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой** В этом стихе пророк предсказал будущее: теперь или, лучше, – с древнейших времен, новозаветные священники хвалят Господа в дому Его и во веки веков будут хвалить Его – до скончания века. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой** **«Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя».** //Акила// же перевел так: и птица нашла себе дом, и воробей гнездо, где положить детей своих. Ибо как воробьи, горлицы, равно и другия птицы, не имея еще гнезда, летают с места на место, а устроив его, в нем обыкновенно проводят время и выкармливают собственных своих птенцов: так и мы древле скитались, а ныне, призванные Твоею благодатию и обретши Твои селения, при Твоих жертвенниках обучаем птенцев своих, при Тебе постоянно пребывая с детьми своими и от Тебя приемля духовную пищу **«Олтари Твоя Господи сил, Царю мой и Боже мой».** Для нас и гнездо, и место воскормления птенцев, и наслаждение благ – святые алтари Твои; при них, подобно птенцам, отверзтыми устами от Тебя приемлем Божественную и спасительную пищу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положить птенцы своя: олтари Твоя** (у олтарей Твоих)**, Господи сил, Царю мой и Боже мой** Как, говорит, птичка и как горлица находят удобное место, где устрояют гнезда свои, в которых полагают яйца свои и питают птенцов своих, так и душа, подвергающаяся ухищрениям мысленных ловцов демонов, по словам //Афанасия//, как написано: душа как птичка избавилась от сети ловящих [[old:ps:123:07|(Псал. 123,7)]], и каждая душа целомудренная и любящая безмолвие и сетующая на подобие горлицы, по словам того же //Афанасия//, которой птенцы, т. е. порождения, суть добродетели; так, говорю, и сии души находят жилище свое у олтарей Твоих, Господи! Ибо в церквах Божиих они находят для себя покров, и в них обретают место для положения, т. е. произведения и умножения добродетелей своих. И в другом отношении птичка есть народ христианский, против которого злоумышляют видимые и невидимые ловчие-демоны и нечестивые люди. Горлица есть каждый apxиepeй и священник и учитель благочестия, по словам божественного Кирилла, которые полагают в церквах духовно возрождаемых чрез святое крещение и питаемых причащением Святых Таин и учительским словом, их—христиан, подобно тому как и горлица кормит птенцов своих в гнезде. Ибо обрела, говорит, птичка жилище и горлица гнездо у жертвенников Твоих, т. е. церквей Твоих, в которых ежедневно приносится в жертву духовный Агнец Божий, возносящий грех мира. Tе же самые имена Царь мой и Бог мой находятся и в начале пятого псалма и выражают высшую степень любви. Слова //Василия//: Как не должно признавать жилища Твои, Господи, приятными и возлюбленными, когда они сделались убежищем для каждого могущего говорить: душа наша, как птица, избавилась от сети ловящих? Ибо, при покушении многих окружить душу боголюбивого (человека) сетями и тенетами и как бы уловить ее, почему она бросается в разные стороны и везде скитается по неимению покоя в смертной жизни, убежищем для нее сделались одни только Божии жилища. Кирилла: Удивляются красоте церкви и похваляют снисходительность учителей ее, что они, как некие горлицы, согревают у Божественных жертвенников своих птенцов; а сии птенцы учителей суть уверовавшие чрез них; так как они суть духовные отцы; и богодухновенное Писание часто уподобляет святых наставников в таинствах горлицам. По другому истолкователю птичка есть чин дев и безбрачных, т. е. монашествующих, а горлица чин миpских, живущих целомудренно в браке. Сии то оба чина приносят птенцов своих, то есть добродетели, или и детей своих, одни по плоти, а другие по духу рожденных ими и полагают их, как в гнездо, в церквах и у жертвенников Божиих, и тем приносят жертву хвалы и питаются духовно словом Божиим и причащением Божественных таин сами и чада их. Слова //Феодорита//: Как птички и горлица, а равно и другие птенцы скитаются не имея гнезда, а когда слепят оное, обыкновенно пребывают в нем и питают там своих птенцов: так и мы никогда блуждая, а ныне быв призваны Твоею благодатью, и найдя Твои жилища, у жертвенников Твоих образуем птенцов, приседя при Тебе с чадами нашими и получая от Тебя духовную пищу; поелику жилище и гнездо и наслаждение благами суть святые Твои жертвенники, от которых мы, как птенцы с растворенным ртом, пользуемся от Тебя божественною пищею и спасением. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой** Сими словами изображает Пророк, коль несчастно состояние его, когда удален он от святилища **Божия**. Итак, сравнивая себя с врабием и ластовицею, еще более увеличивает бедствие свое, понеже будучи сын Авраамов, стал быть лишен наследия, обещаннаго Аврааму, и не имеет пристанища, когда и самыя презренныя **птицы** где-нибудь находят **себе гнезда**. По сей причине, прервав слово посреде течения его, восклицает: о **олтари Твоя, Господи сил**! – дабы показать, колико желал он видеть **олтари** Господни, и коль они были ему любезны. В самом деле, мы ничего такого не имеем на земли, что бы лучше могло нам изобразить вечное селение наше на небеси, как священные **олтари**. Тамо бо многоразличное находится воспоминание вещей небесных: тамо повседневно жрется Агнец Божий, кровию Своею отворивый дверь верующим в царство небесное; тамо будущия славы преподается залог; тамо Богу ближе предстоим и Ему прилежнее молимся; тамо изливаем сердца наши, и Божественныя хвалы воспеваем с большим благоговением и вниманием, нежели где-либо инде. Впрочем, дабы кто не сказал, что много было мест во Иудее, где мог бы Давид найти себе покой, а может быть, много было и таких странноприимников, которые охотно приняли бы его, и потому напрасно безпокоился он: сего ради Пророк ответствует, что он лучше желает отказаться от всего мира, нежели жить во отдалении от священныя скинии; что нет ни одного места, которое было бы ему приятно, отдаленну сущу от **олтарей Божиих**, и что нет нигде ни единаго жилища, которое бы могло ему понравиться, вне святыя земли сущу. К сему надлежат и оныя прилагательныя имена, которыя приписывает Богу, глаголя: **Царю мой и Боже мой**! Ибо сим означает, что и самая жизнь скучна и неприятна ему потому, что странствует в отдалении от **Божия** святилища, аки бы так сказал: доколе живу изгнан от Твоих пределов, идеже Ты царствуеши, дотоле могу ли быть спокоен? Итак, хотя бы вся вселенная наперерыв меня к себе призывала, какая будет мне польза жить в ней? Аще Ты еси Бог мой, то могу ли не воздыхати о Тебе? и аще Ты мене отвергаеши, могу ли не гнушаться всякою гостинницею, колико бы она ни ласкала плоти моей? **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой** Но почему же богослужебные места составляют для него в столь высокой степени предмет его стремлений, его радости? Потому что алтари их для слабого, беспомощного человека (**птица** – **горлица**) служат местом защиты и покоя. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой** См. Толкование на [[old:ps:083:02#lopuxin_ap|Пс. 83:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой** В этом стихе псалмопевец сравнивает свое положение с положением малой птицы (лат. passer), которая летает и не может успокоиться до тех пор, пока найдет себе жилье (**храмину**), и также – с положением **горлицы** («дикий голубь», а по пер. с евр. – «ласточка»), которая устраивает **гнездо для птенцов своих у алтарей Господа сил**. В таком смысле этот стих переведен с еврейской Библии в новом синодальном издании русской Псалтири. Но ввиду того, что в церковно-славянском чтении (по церковно-славянской Псалтири прежнего издания) слова: **олтари твоя, Господи сил**, – отделяются от предыдущих слов двоеточием, им можно дать мысль гораздо высшую и более духовную, нежели какая заключается в еврейском тексте по новому его переводу, т.е. что птица вьет гнездо у алтарей. От имени гонимого Давида псалмопевец хочет, по-видимому, сказать следующее: и у птички есть приют, это – гнездо, где она, положивши птенцов своих, успокаивается, защищенная от бурь, а у меня это пристанище – Твой алтарь, Господи, Твой храм: только в нем я найду истинное успокоение и надежную защиту от мятежа и бурь житейских, с этой мыслью весьма сообразно и последующее воззвание: **Господи сил, Царю мой и Боже мой**! //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]