[<10>] ====== Толкования на Пс. 83:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе; восхождения в сердце своем положи** Избрав Бога заступником своим, ежедневно назидает он в себе благие помыслы, которые в настоящем псалме назвал и //восхождениями,// потому что по ним душа как бы восходит от земного к небесному. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем** И спра­ведливо, – потому что если он и падет, то встанет, если и со­грешит, очистится, если и впадет в отчаяние, все же не увидит смерти. Но слушай, кто этот муж: **"который в сердце своем положил восхождение»**. **//Беседа на псалом 83.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем** Если хочешь войти в святилище небесного Иерусалима, то восходи, преуспевая в имеющей многие виды добродетели и в смиренномудрии, **«уготовляя в сердце своем»** так называемый у блаженного Давида восхождения [[old:ps:083:06|(Пс. 83:6)]] в //«плачевной юдоли»// человеческой жизни. А что жизнь человеческая исполнена вопля и плача, ясно познаешь, видя, как плачут младенцы, едва выходя из матерней утробы, и как снова оплакивается бедный человек по смерти. Посему добродетелью и смиренномудрием восходи в оное святилище, а не падениями и гордостью. **//Письма на разные темы. Монаху Евтропию.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем** Пророческое слово ублажает того, кто всегда пользуется Божиею о нем попечительностию, у кого просвещен ум Божественною благодатию, и кто всегда дает в себе место благочестивым помыслам; потому что //«всхождениями»// Божиими в сердце пророческое слово наименовало благочестивые помыслы о Боге. ===== Евфимий Зигабен ===== **Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем** **Блажен муж, емуже есть заступлете его у Тебе** Блажен, говорит, и счастлив тот человек, у которого есть благодатное заступление и помощь от Тебя, Господи! Слова //Евсевия//: Сие слово ублажает удостоившегося всегдашнего и истинного попечения, который, получая просвещение ума от Божественной благодати, и питая в себе благочестивые мысли, доколе находится в сей жизни, (которая называется юдолью плачевною по той причине, что все здешнее достойно плача), не предается смеху и роскоши, но рыданию и слезам, желая освобождения здесь. //Григория Богослова//: Итак преблажен, тот, кто убегает сей юдоли плача всею силою, ищет горнего, и желая получить себе заступление от Бога, всегда трудолюбно очищает себя, полагая в душе своей ведущие к Богу добрые восхождения и успехи и высокие мысли в сердце и созидает их в сем месте, в котором и договоры учинил с Богом—и совершил шecтвиe. //Исихия//: И весьма блажен, ибо если и упадет восстанет, если грешник был, очистится, и если находился в отчаянии, не увидит однако ж смерти. **Восхождения в сердце своем положи** Таковый, говорит, человек положил, т. е. предначертал, измыслил, и приготовил в сердце своем восхождения от земных вещей к небесному, от чувственных к умственным и от худших к лучшим; а такими восхождениями можно, согласно с //Феодоритом//, почитать добрые мысли, посредством которых как по лестнице можно восходить ко всему божественному и небесному. Итак блажен, говорит, тот, кто имеет благодатное заступление Твое, Господи; а имеет такое тот, кто полагает в сердце своем восхождения; ибо второе служит доказательством первого. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе: восхождения в сердцы своем положи** Сими словами научает, что он не для того желает видеть святилище Божие, дабы токмо насытить очи зрением, но дабы преуспеть в вере и получить желаемое **заступление**, то есть, помощь от Бога, в которой он ныне крайнюю нужду имеет. Следующия за сим слова: блажени в ихже сердце пути Твоя, можно разуметь двояким образом. Ибо или тех нарицает **блаженными**, которые идут путем, предписанным от Бога, поелику нет ничего опаснее, как ходить по плотским мудрованиям, и уклоняться от Божия слова; или тех, которые желают, чтоб Бог управлял пути жития их в мире сем, и потому усердно к Нему прибегают. Оба толкования месту сему приличны. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе: восхождения в сердцы своем положи** Хотя псалмопевец теперь не может испытывать этого счастия, не может посещать дома, и в этом отношении не может назвать себя счастливым; но в другом отношении он прославляет себя (и всякого другого, кто находится в подобном ему положении) блаженным, и именно за то, что ему и в разлуке его с местами богослужения, в нынешнем печальном его положении, осталась по крайней мере безусловная надежда на Бога и Его помощь. **Восхождения** – тропинки, дороги, улицы, со всех сторон св. земли ведущие в Иерусалим (он лежал на горе, поэтому – «восходить в Иерусалим», к месту богослужения). **В своем сердце** (с своим сердцем), т.е. своею твердою надеждою на Бога изгнанник устремляется дорогою в Иерусалим, устраняет все препятствия на пути, сделается снова достойным посещения дома Божия. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе: восхождения в сердцы своем положи** Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. В сем псалме пророк описывает блаженство людей, усердных к церкви. Прежде всего он излагает свое желание достигнуть храма, потом говорит о блаженстве живущих в храме Божием: //Блажени живущий в дому Твоем.// (Примечание: Церковное чтение, по которому "Олтари Твоя Господи сил", - отделяется от предыдущих слов, дает мысль гораздо выше и духовнее, нежели еврейский текст птица вьет гнездо у олтарей, а по переводу LXX пс. Давид хочет сказать и у птицы есть гнездо, где она успокаивается, защищается от бурь, а у меня это пристанище - Твой олтарь, Твоя Церковь только в ней я найду истинное успокоение и надежную защиту от мятежа житейского; с сею мыслию весьма сообразно воззвание "Господи сил. Царю мой и Боже мой!") После сего изображает черты людей, имеющих усердие к храму. Сии черты суть следующие: 1) В их сердце положено восхождение; 2) Путь сего восхождения есть юдоль плачевная; 3) Цель, место восхождения, положенное Господом; 4) Плод вообще - благословение Божие; 5) В частности, восхождение от силы в силу; 6) Явление им Бога в Сионе. 1) //Блажени живущие в дому Твоем, во веки веков восхвалят Тя//. **Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем положи.** Прежде пророк ублажает тех, которые постоянно пребывают в доме Божием, разумея иереев, дев, посвящаемых на служение церкви, и левитов, - они блаженны, потому что Господь хранит, заступает их. **Блажен, ему же есть заступление его у Тебе**. Господь всех хранит, но более печется о верных; прочих, как рабов, как творений, Он покрывает Своим Промыслом, а верных любит, как детей Своих, как Отец, - их успокаивает в доме Своем, делит с ними трапезу и ограждает от нападений враждебной силы, и в сем смысле св. пророк заступление относит собственно к тем, которые живут в доме Божием. Изобразив блаженство водворяющихся в доме Божием, пророк хочет сказать, что сие блаженство не принадлежит только одним священникам и левитам, но всем, которые любят св. церковь. Отличительная черта их состоит в том, что у них в сердце положено восхождение. В собственном смысле, это означало людей, которые заботились о том, чтобы по закону Божию ежегодно ходить в назначенные дни в Иерусалим и поклониться Богу пред Скиниею, несмотря на отдаленность их жилищ от Святого града и другие препятствия. Восхождением сие благочестивое путешествие называется потому, что Иерусалим и храм стояли на высоком месте в отношении к другим местам. 2) Чтобы совершить сие благочестивое восхождение, должно было пройти долиной Плача. Есть в земле иудейской место Плача, известное обличительной проповедью ангела в начале правления Судей [[old:sud:02:01|(Суд. 2:1,]] [[old:sud:02:05|5)]]. Но не всем должно было проходить в Иерусалим через сие место. Пророк сим означает только трудность пути. Может быть, Давид для того употребил его, что в то время, как он писал сей псалом, долина Плача находилась для него на пути к Иерусалиму. 3) Иерусалим пророк называет //местом еже положи//, т.е. местом, в котором Господь постановил, чтобы люди к Нему приходили для совершения поклонения Господу. Называет его местом, может быть, потому, что еще богослужение в сие время не получило постоянного пребывания, ибо хотя Скиния в то время, как написан был псалом, уже была в Сионе, но храма еще не было; а, по мнению Блажен. Августина, потому, что блага будущей жизни сокрыты от нас под завесой веры (Август., т.IV, с.885). 4) Много затруднений должно было преодолеть при сем восхождении, ибо и путешествие через долину Плача было неприятно, и должно было оставить свой дом и город, равно детей, хозяйство и занятия. Чтобы благочестивые не ослабели в сем подвиге, псалмопевец говорит, что //законополагаяй// дает благословение, т.е. Тот, Кто узаконил, чтобы люди собирались в Иерусалим, устранит все препятствия и предотвратит все невыгоды сего путешествия. 5) Путешественники, несмотря на отдаленность, не только не будут чувствовать усталости, но, напротив, пойдут от силы в силу - будут все более и более укрепляться в силах. Наконец, они получат достойное возмездие своего труда, или лучше, возмездие, которое превышает их труд, т.е. Бог Богов в Сионе явится им. Положим и мы в сердцах наших постоянное намерение восходить к Господу Богу. Главный предел сего восхождения есть Горний Иерусалим, Царство Небесное. Его будем иметь в мыслях и сердцах, на всех путях нашей жизни, постараемся, чтобы всякий путь и все пути вместе настоящей жизни были шествием к сему вожделенному граду Божию, в котором не будет ночи, который не имеет нужды ни в солнце, ни в луне, //да светят в нем, яко слава бо Божия просвети его и светильник его Агнец// [[new:otkr:21:23|(Откр. 21:23)]]. Постараемся беспрестанно от земли подыматься к небу и, по Иерониму, беспрестанно возрастать в добродетели (Иерон. Т.VII, с.303); к сему много будет помогать нам память того, что отечество наше на Небесах, что во всех делах наших мы дадим отчет Господу, что во всех предприятиях мы имеем нужду в Его благословении и помощи. Христианина все зовет к Богу: встречает ли его скорбь, - она возбуждает в нем воздыхание ко Господу: //скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах// [[old:ps:114:03|(Пс. 114:3)]]; ниспосылается ли ему радость и счастие, - он восходит к Богу, принося Ему мысленную жертву благодарности: //что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми; Тебе пожру жертву хвалы, и имя Господне призову// [[old:ps:115:08|(Пс. 115:8)]]; грех ли уязвляет душу, - где искать врачевства? Должно опять обратиться к Богу: //Исцели мя Господи, яко душа моя смятеся зело//[[old:ps:006:03|(Пс. 6:3,]][[old:ps:006:04| 4)]]; видит ли страдания ближнего, приходя к нему для посещения, - он уже приходит к Самому Господу, но еще более восходит к Господу, когда приносит усердную молитву о страждущем. Сие постоянное восхождение еще открытее совершается, когда христианин приходит к богослужению в храм Божий, здесь он стоит как бы в преддверии того града, в котором свет и питание есть Сам Агнец, Господь Иисус Христос; здесь человек соединяется с ликами Ангелов, предстоящих Господу; здесь предвкушает ту Святую манну, которая уготовляет верующих в жизнь будущую. Дорога к Горнему Иерусалиму идет через юдоль Плача. Все нас отрывает от Господа, и скорбь, и счастье, и земная жизнь, и увеселение, и, наконец, грех, который, как бы с самой вершины Сиона отбрасывает нас опять в глубину Мертвого моря; беспрестанно дух, который не терпит нашего сближения с Господом, останавливает и ослабляет усилия души нашей, перебивает наши мирные, небесные помыслы помыслами суетными, земными и дерзкими. В этом случае, конечно, потребны молитва, усилие, слезы, воздыхание, глубокое чувство сокрушения. Тот недалеко уйдет на святом пути восхождения, кто будет равнодушно предаваться житейским заботам; кто, полюбив мирские увеселения, вместо богослужения спешит на торг, на распутия мира, вместо храма будет ходить на зрелища, будет спокойно спать, когда Церковь зовет его бодрствовать, пресыщаться, когда она возвещает пост и говение, веселиться, когда надо сокрушаться о грехах своих. К таким людям можно по всей справедливости отнести слова пророка: //Понеже забыта мя людие мои, жруще всуе, изнемогут на путях своих, и на стезях вечных, еже взыти на стезю, неимущие пути нахождение//, - они забыли Бога, потому что стремятся не туда, куда Господь зовет их и где ожидает их Своей неизреченной любовью; не в церковь, где человеческие голоса сливаются с Ангельскими, а к иноземной певице, которой припевает какая-то невидимая сила и возбуждает в сердцах плотское чувствование; не к св. Олтарю, где все предстоит в глубоком молчании, а на пиршества, где кружатся и суетятся - всуе жрут они, потому и жертвы их суетны, и божество, которому приносят они жертвы свои, ничтожно. Это божество их - чрево, злато и почесть; их жертвы - тщетные труды и заботы в искании человеческой славы, злата и чувственных увеселений. Они изнемогут на стезях своих и на пути вечном: они потеряют силы идти по тем вечным путям, которые должны быть их законным путем; напротив, совратятся на стези, на которых нет пути, возводящего к Богу. Потому восхождение соединено с трудом, но Господь не оставляет предприемлющих сие угодное Ему шествие, - Он укрепляет и Своею благодатью, и они идут от силы в силу, - беспрестанно возрастают в силах благодатью, и как скоро восходят на гору таинственного шествия, тогда Сам Бог Всемогущий является им, и сего сладостного явления Божества они удостаиваются не только в жизни будущей, но и в настоящей.// Аще кто возлюбит Мя, и заповеди Моя соблюдет, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам//. Так и Давид видел Господа выну, и Симеон принял Его на руки, и праведная Анна, которая день и ночь не отходила от церкви, - зрели Его не очами только веры, но и взором человеческим. И не только сии избранные праведники удостоились видеть Господа, но и прочие подвижники веры ощущают Его святое посещение в сердце. Тогда сердце исполняется миром, радуется в самых скорбях и укрепляется непреложным упованием. Итак, путь труден, но и надежда сладостна - увидеть лицо Сладчайшего Иисуса. Пойдем убо прилежно к таинственному Иерусалиму, - Господь Сам поведет нас, потому что Он есть путь, истина и живот. Аминь. NB. Весьма замечательны также изречения, которыми псалмопевец изображает любовь свою к Церкви: яко лучше день един во дворех Твоих паче тысяч; изволих приметатися к дому Бога моего паче неже жити ми в селениях грешничих. Первое потому, что его повторяет языческий писатель в своих сочинениях, второе по своей выразительности - изволих приметатися и пр. Приметатися с греч. означает, что он лучше желает быть отребием мира, чтобы нечестивый мир выбросил его, как сор, как негодную вещь, только бы иметь союз со Св. Церковью. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-8 **Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе: восхождения в сердцы своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе** Но не лишен будет блаженства и тот, кто свою силу черпает в Тебе, хотя бы и был далеко от храма: из долины слез, которая ему назначена от Бога, т. е. от места своего изгнания, он стремится выйти, подняться на гору, на которой стоял Кивот Завета, т. е. Сион. Такое искреннее, сердечное влечение ко храму Господь благословит: все изгнанники укрепятся и явится им в Сионе Господь, т. е. они будут возвращены и их изгнание окончится. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–8 **Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе: восхождения в сердцы своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе** В этих стихах псалмопевец изображает свойства людей, имеющих усердную приверженность к храму Божию, и благотворные последствия для них от этой добродетели. Во-первых, человек, любящий постоянно присутствовать в храме Божием, **блажен**, потому что имеет защиту в самом Боге (**заступление его у тебе**), Который в храме подает ему Свою благодатную силу: «блажен человек, которого сила в Тебе» (по пер. с евр.). Во-вторых, он **положил в сердце своем восхождения**, т.е. тропинки, дороги (улицы, со всех сторон Святой Земли ведущие в Иерусалим) к месту богослужения, а т.к. Иерусалим расположен на горе, то войти в него значило сделать **восхождения**.** В сердцы своем положи**, т.е. в непременном намерении своем благочестивый человек решил не оставлять требуемых законом восхождений (путешествий) в Иерусалимский храм, или, что то же – в место, назначенное Богом для общественного богослужения (**еже положи Бог в Законе Своем**). Чтобы совершить сие благочестивое восхождение, нужно было пройти долиною (**юдоль**) **плача**: были такие места в Палестине, которые напоминали евреям об испытаниях, каким подвергал Господь Бог отцов их за грехи их (см., например, [[old:sud:02:01|Суд. 2:1]], [[old:sud:02:05|5]]) и которые назывались **юдолию плача**. Может быть, псалмопевец разумеет здесь под именем **юдоли плачевной** те бедствия и скорби, в каких находился изгнанный из Иерусалима царь Давид. Или же под именем **юдоли плача** он означает пустые и безводные долины, по которым шествовали путники в Иерусалим. Как бы то ни было, он ублажает здесь постоянство людей благочестивых, которым ни дальнее расстояние, ни трудность пути, ни песчаные юдоли, ни жажда, ни другие затруднения не препятствуют приходить в Иерусалим на поклонение Богу, – и за такое усердие, за такие подвиги обещает им Божие благословение и помощь в многотрудном пути. Ибо Сам Законоположник (**Законополагаяй**), т.е. Сам Господь, положивший Закон, чтобы все израильтяне являлись пред лице Его, в дом Божий, – даст Свое благословение и Свою помощь, избавит от скорбей и бед, сопряженных с трудностями восхождения, и тогда всякий беспрепятственно будет шествовать в дом Божий, для славословия Господа. Путешествуя из отдаленных стран толпами в Иерусалим, верующие как бы не чувствуют усталости, а напротив, ослабевшие силы их с каждым шагом укрепляются (**пойдут от силы в силу**), и, таким образом, они являются **пред Богом на Сионе**. Такое понимание этих стихов вполне согласуется и с русским переводом с еврейского, который читается так: «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе», т.е. которые ни о чем с такою любовию не думают, как о путешествии в Иерусалим, для которых, следовательно, посещение места богослужения – самое высшее наслаждение. Проходя долиною плача, они открывают в ней (своею любовию к Богу, Которого они хотят посетить) источники, и дождь покрывает ее благословением, т.е. любовь к Богу и жилищу Его делает для путешественников иерусалимских пустынную долину столь же приятною, как прекрасный луч. А посему можно надеяться, что и все изгнанные из Иерусалима благочестивые люди снова возвратятся в него, будут посещать и созерцать Бога на Сионе,– они приходят **от силы в силу**, являются пред Богом на Сионе (**явится Бог богов в Сионе**). Последнее изречение св. отцы Церкви толкуют в пророческом смысле – о явлении на Сионе в Иерусалиме Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. По словам св. Афанасия Александрийского, псалмопевец разумеет здесь «восхождение от здешнего жития по Богу в горний Иерусалим, в котором «//узрят Бога, якоже есть//» [[new:1in:03:02|(1 Ин. 3:2)]] [3, с. 278]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]