[<10>] ====== Толкования на Пс. 83:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием** **Господь не лишит благих ходящих незлобием;** потому что имеющие расположение это наслаждаются всеми этими благами. Ибо из Божественных храмов источается милость, и там весьма обильное преподаяние истины. Там приемлем мы учение благих догматов, там из источников Всесвятого Духа почерпаем Божественную благодать, там делаемся славными и по преимуществу знаменитыми. Короче сказать: там приемлем обилие всех благ, освобождаемся от злобы и лукавства, решившись жить в простоте и истине. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием** Милость и истину для раскаявшихся грешников, которые по милости поставляются вместе с праведниками, а по истине получают не равный с последними жребий, почему и называются отверженными, так как занимают во дворах Божиих последнее место. Им Бог дает благодать и славу, – благодать, по­тому что благодатию они спасаются, – славу, потому что получают славу вместе со святыми, хотя и на последнем месте. А что это правда, и что первенствуют действительно праведники, это видно из дальнейших слов: **"Господь не лишит благ... ходящих незлобиво"**. Проведшие жизнь без грехов, жившие в правде, – в чем и заключается незлобие, – не лишатся благ, получат соответствующие венцы, потому что //«каждый получит свою награду по своему труду»// [[new:1kor:03:08|(1Кор. 3:8)]]. **//Беседа на псалом 83.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием** Ибо возъимевшие сие расположение к Богу насладятся всеми сими благами; потому что из Божественных оград истекает милость, оттуда великое и обильное подаяние истины; оттуда приемлем учение благих догматов, из источников же всесвятаго Духа почерпаем Божественную благодать; там соделываемся знаменитыми и весьма славными, кратко же сказать, получаем всякое наслаждение благами, избавляясь от порока и лукавства и предпочитая жить в простоте и истине. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием** **Яко милость и истину любит Господь Бог** Здесь Давид присовокупил учение, поощряющее к деятельной и созерцательной добродетели. Он говорит, что Бог любит милостыню и истину, где милостыня есть вид деятельной добродетели, а истина есть совершенство созерцательной. А если Бог любит милостыню и истину; то явно, что любит и упражняющихся в сих добродетелях, и иначе сказать: милостивых и истинных; так как и Бог есть весь милость и истина. Союз: яко есть или повествовательный, или излишний. Можно сказать и иначе, что Христос по милосердию к нам сделался человеком и проповедал истинное Евангелие, и таким образом возлюбил милость и истину. Слова //Кирилла//: Господь любит милость и истину, т. е. не кровавые жертвы, но дела милосердия и почитание истины, т. е. Христа, и жизнь в незлобии, иначе пребываниe в непамятозлобии. //Феодорит//: Ничто столько не благоугодно Богу, как милостыня и сопровождающая ее истина. **Благодать и славу даст** Христос, говорит, даст благодать, т. е., прощение грехов, как дал оное блуднице и многим другим грешникам: или даст благодать чудес, как дал Апостолам и прочим святым. Притом Он даст и славу христианам и на земли от людей и на небесах от Себя: или благодать обожания здесь и славу царства своего там. **Господь не лишит благих ходящих незлобием** Сии слова некоторые читают как переложенные, и исправляют их так: благодать и славу даст ходящим в незлобии, за сим: Господь не лишит их благ, т. е., небесных. Здесь не соблюдено сочинение глагола лишит; ибо вместо того чтоб сказать (на Греч.) в родительном падеже: благ, сказано в винительном блага (τα αγαθα). А другие говорят, что здесь сделано сочинение одно вместо другого. Господь, говорит, не лишит благ ходящих в незлобии, т. е. ходящих в воздержании от зол, иначе сказать: не лишит благ воздерживающихся от зол. Слова //Феодорита//: Ибо милость произрастает из божественных хранилищ, и великая и изобильная истина подается из них: оттуда мы получаем наставление в добрых истинах учения виры и почерпаем божественную благодать из источников Пресвятаго Духа, притом оттуда же делаемся для всех славными и весьма знаменитыми; кратко сказать: получаем наслаждение всякими благами: свободу от зла и лукавства и произвольное провождение жизни в истине. //Исихий//: Жившие без зла и в правде, т. е. упражнявшиеся в незлобии не лишатся благ; но соответственно тому получат венцы: ибо каждый по своему труду получит особенную награду (в изд. своде). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием** Сими словами Пророк утешает себя, и всякаго мужа благочестиваго, шествующаго чрез юдоль плача в небесное отечество; и обещает от **Бога** себе и всякому праведному **милость и истину**, то есть, **благодать и славу**: **благодать**, дабы преходя от силы в силу, мог преуспевать в правде и чрез оную оправдаться; **славу**, дабы достигнув горы Сиона, идеже **Бог** богов не ктому чрез веру, но чрез видение зрится, могл прославлен быть. А яко **Бог даст благодать и славу** праведным людям, доказывает тем, что Он **любит милость и истину**. Понеже бо **любит милость**, то непременно помилует, и помиловав, **даст благодать**; а понеже **любит истину**, то есть, справедливость, то верно воздаст, что обещал любящим Его [[new:iak:01:12|(Иак. 1:12)]]. Следующими за сим словами:** Господь не лишит благих ходящих незлобием**, подтверждает то же, что сказал выше, и относит обетование **благодати и славы** к тем токмо, кои ходят в **незлобии**, или в непорочности. Аки бы сказал: милосердый и праведный **Бог** не лишит **благодати и славы**, яко таких благ, кои одни суть истинныя и совершенныя блага, но токмо тех, кои единожды быв оправданы, всегда ходят в непорочности, пребывая и преуспевая в вере, в надежде и в любви. Ибо иначе, ежели обратятся вспять и будут ходить неправдою, лишатся **благодати** и вместо **славы** восприимут студ. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием** Но почему же он так сильно привязан к Богу и дому Его? Потому что он знает, что Бог исполнен милости, верен Своим обетованиям (**истина**), и убежден, что Бог к его славе поможет и ему, невинно преследуемому, и ущедрит его своими милостями (**не лишит благих**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-13 **Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на тя** Писатель уверен, что его желание возвратиться //"во дворы Господни"// исполнится, потому что Господь "солнце и щит", т. е. награждает ("благодать и славу дает") //"ходящих в непорочности"//, какими и были эти невольные изгнанники. Сознание же своей невинности и сила веры в Бога создает уверенность в получении защиты, а потому писатель и называет таких людей блаженными, счастливыми. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 12–13 **Яко милость и истину любит Господь, Бог Благодать и славу даст: Господь не лишит благих ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя** **Милость** есть следствие или проявление любви. **Господь Бог любит милость**, потому что Он есть //самосущая любовь// [[new:1in:04:08|(1 Ин. 4:8)]]. Потому же Он любит и истину, что Он Сам есть Истина [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. Исполненный благодати и истины, Сын Божий принес нам эти высочайшие небесные блага от Отца [[new:in:01:14|(Ин. 1:14]], [[new:in:01:17|17)]], Который издревле подавал их праотцам, патриархам и пророкам, и доныне Он **дает** верующим **благодать и славу** [[new:in:17:22|(Ин. 17:22)]], и ныне Он не лишает этих благ всех **ходящих** в непорочности (**незлобием**). Пророчески прозревал эту божественную истину, яснее открытую в пришествии Господа нашего Иисуса Христа, псалмопевец в заключение псалма возвращается своим благодарнопесненным чувством к тому блаженству //любящих дом Божий//, о котором говорил раньше [[old:ps:083:05|(ст. 5–6)]]: **блаженны**, говорит, те, которые возымели желание всегда находиться в доме Божием и живут в чистоте сердца. Таких Господь не лишает своих благ, потому что, по словам блж. Феодорита, из божественных храмов «истекает милость, оттуда великое и обильное подаяние истины; оттуда приемлем учение благих догматов, из источников же Святаго Духа почерпаем Божественную благодать» [6, с. 404]. «//Будут очи Мои ту и сердце Мое во вся дни//», – рек Господь премудрому царю, создавшему величественный Храм во славу Божию [[old:3ts:09:03|(3 Цар. 9:3)]]. Как отрадно читать эти слова Божии к премудрому Соломону! Очи Владыки в храме Божием обращены на каждого из нас; сердце Всеблагого Бога обращено к каждому, благоговейно молящемуся в храме! Можно ли желать большей близости к Богу? Самое сердце Божие обращено ко мне; вся любовь Его, вся благость, все щедрота Его готовы на меня излиться! Только веруй и надейся, что будет все так, как сказал на молитве: о чем попросил, то и будет. Ты славословил – и Бог принял славословие, поблагодарил Господа – и Бог принял благотворение твое в «воню благоухания духовного». То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания, как тень от тела; бываем и на молитве, как в жизни «//телесны, духа не имуще//» [[new:iud:01:19|(Иуд. 1:19)]], оттого-то и бесплодны наши молитвы. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]