[<10>] ====== Толкования на Пс. 84:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, сыном Кореовым, псалом** Содержание: В этом псалме изображается призвание язычников и за обращение их к Богу дарованное им оставление грехов. Псалмопевец вводит также и народ иудейский, который, по призвании язычников, исповедуется, в чем прегрешил, и просит, чтобы и ему сподобиться чрез Христа милости. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, сыном Кореовым, псалом** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В конец, сыном Кореовым, псалом** Справедливо и настоящий псалом надписывается: **"в конец"**, или как у других переводчиков: подобная песнь, потому что в нем говорится о тайнах, совершенных в конце веков, и являющихся поистине победою над диаволом. **//Беседа на псалом 84.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, сыном Кореовым псалом** Псалом сей предвозвещает вместе и сень и истину; потому что Бог всяческих в том, что было с Израилем, предызобразил спасение всех человеков. И Израильтян освободил Он, и от рабства египетскаго, и от рабства вавилонскаго, а весь человеческий род избавил от преобладавшаго диавольскаго мучительства и от тления. Посему псалом предрекает, и возвращение Иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, сынам Кореовым. Псалом Давиду** И сей псалом надписывается "в конец" по причине того конца пророчеств, который он содержит. Ибо он пророчествует посредством образов, по словам Феодорита, о свободе порабощенных вавилонянами евреев, а в истинном значении об освобождении находившихся в рабстве идолопоклонства народов. Афанасий говорит, сверх того, что сей псалом представляет народ Иудейский по призвании народов исповедывающимся в своих грехах и просящим милости чрез Христа. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, сыном Кореовым, псалом** Надписание в еврейском тексте: Начальнейшему певцу из **сынов Кореовых псалом**. Содержание: понеже верные Иудеи по возвращении из Вавилонскаго плена новым бедствиям подвержены были: сего ради, во-первых, о прежнем избавлении воспоминают, и просят Бога, дабы Он не оставил без совершения дело милости Своея. Потом жалуются на продолжение бедствий своих. Наконец, ободряя себя надеждою и упованием, утешаются обещанным благополучием. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В конец, сыном Кореовым, псалом** По нашему мнению, псалом принадлежит времени после плена вавилонского. В освобождении из плена Бог показал милость Своему народу, но гнев Его, как кажется, снова тяготеет над ним, поэтому настоятельная молитва о помощи в [[old:ps:084:05|ст. 5]] и д. Отыскивая определенные обстоятельства происхождения псалма, можно указать на время Неемии, когда вернее всего мог произойти он. Над возвращенными в Палестину иудеями тяготели тогда великий гнет и поношение [[old:neem:01:03|(Неем. 1:3)]]; они считали себя рабами (там же [[old:neem:09:36|9:36,]] [[old:neem:09:37|37)]], и положение свое только другим родом рабства. Самаряне всякими коварствами старались помешать постройке стен городских [[old:neem:04:start|(Неем. гл. 4)]]; страна терпела неурожай, везде была страшная нищета и бедность [[old:neem:05:start|(Неем. 5;]] ср. [[old:ps:084:13|ст. 13]] этого Пс.) и нуждающиеся продавали себя ростовщикам. В таком печальном положении народ воссылает общественную молитву к Богу о помощи [[old:neem:04:09|(Неем. 4:9)]]; псалом наш мог быть этою молитвою. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, сыном Кореовым, псалом** Первый стих ясно указывает на время и повод написания псалма. Это - возвращение евреев из плена вавилонского. В какое же время после плена он написан, точно сказать нельзя. Из того, что в [[old:ps:084:05|5-8 ст.]] изображается довольно бедственное положение возвратившихся из плена, а в [[old:ps:084:10|ст. 10-14]] выражается уверенность в получении от Бога милости, можно предположить, что написан псалом во время служения пророков Аггея и Захарии, когда евреи испытывали неурожаи за свое небрежение к построению храма и когда вдохновенные речи пророков наполнили их энтузиазмом и решимостью отдаться этому делу, а отсюда возникла и уверенность, что Господни милости не отойдут от них. Благодарение Бога за освобождение от плена, молитва об избавлении от настоящих бедствий и уверенность в получении просимого составляют основное содержание этого, полного толкования, псалма. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, сыном Кореовым, псалом** Псалом этот, по составлении его, был передан сынам, т.е. потомкам Кореевым, для хорового и музыкального его исполнения (**в конец**), – вот смысл его надписания: **В конец, сыном Кореовым, псалом**. Объяснение того, кто были сыны Кореевы, сделано нами при объяснении надписаний псалмов [[old:ps:041:start|41]], [[old:ps:043:start|43–45]]. Это – позднейший по времени из тех псалмов, которые имеют в надписании имя сынов Кореевых. С первых же слов сего псалма видно, что он воспет был вскоре по возвращении иудеев из плена вавилонского [[old:ps:084:02|(ст. 2)]], когда еще живо было в душе как самого певца, так и каждого еврея, воспоминание о недавно тяготевшем над народом наказании Божием, и тем живее сознавалось величие милосердия Божия в ниспослании ему избавления от того наказания. То же самое подтверждается и дальнейшим содержанием сего псалма, который представляет собою благодарственную молитву, воспетую одним из потомков Корея от лица всех евреев, возвратившихся из плена. В этой молитве псалмопевец сначала как бы напоминает Господу, как Он освободил народ из плена вавилонского и простил ему грехи, бывшие причиною плена [[old:ps:084:02|(ст. 2–4)]]. Основываясь на такой милости Божией, народ молится, чтобы Господь и теперь явил Свою милость, обратил к лучшему печальное положение народа отвращением от него наказания и прекращением гнева Своего [[old:ps:084:05|(5–6)]]. Так как народ еврейский и по возвращении из плена на родину далеко еще не пользовался прежним благополучием, то псалмопевец, от имени народа, воссылает усердную молитву, чтобы Господь Бог оживил и возвеселил народ Свой явлением ему милости Своей и дарованием полного спасения [[old:ps:084:07|(7–8)]]. И так как Господь неоднократно, чрез Своих пророков, утешал народ Свой обещаниями даровать ему мир и благоденствие, если он сохранит верность Завету Божию, то псалмопевец с верою преклоняет слух свой (услышу, что речет) к этим божественным вещаниям пророков и, внимая им, утешается надеждою на близость Божественной помощи и указывает на славное состояние, ожидающее Израиля, – состояние мира, правды и естественного плодородия [[old:ps:084:09|(ст. 9–10)]]. Кроме сего буквального смысла, многие христианские толковники усматривают в этом псалме смысл пророческий и считают его мессианским, находя, что в изображении послепленного состояния иудеев псалмопевец пророчески созерцает наступление тех благодатных дней спасения для народа избранного (а также и всего человечества), когда «//милость и истина встретятся на земле, правда и мир облобызаются//» [[old:ps:084:11|(ст. 11–14)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]