[<10>] ====== Толкования на Пс. 84:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася** **Милость и истина сретостеся**. Ясно проповедует Истину, воссиявшую миру от Богородицы и Приснодевы. Ибо Христос есть Истина, хотя и родился от Жены. **Правда и мир,** явственным образом, **облобызастася** ради Истины, воссиявшей миру от Приснодевы Богородицы. //**Толкование на псалмы.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 11-12 **Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче** Здесь пророк указывает на встречу Божества и человече­ства, причем каждое из них действовало как ему свойственно; это и значит: **«встретились»**; встречается же идущий медленно с идущим быстро и хромой с имеющим здоровые ноги. Но пророк указал не только на встречу, но и на единение, происходящее из любви: это обозначено словом:** "облобызались»**, потому что чрез поцелуй любящие и любимые объединяются друг с другом. Бог Слово и не сошел бы в человечество, если бы Творец не имел горячей любви к человеку. //«Ибо так возлюбил Бог мир//, – говорит Христос, –// что отдал Сына Своего Единородного»// послал в него [[new:in:03:16|(Ин.3:16)]]. Но как произошла эта встреча? **«Истина от земли воссияла и правда с небес... приникла»**. Истина – плоть, и называется так не потому только, что она, как говорит псалмопевец, воссияла от земли, но и потому, что истина воплотилась и Бог Слово стал истинно человеком. Правда – Боже­ство, почему пророк и говорит, что она приникла с неба, – Боже­ство, которое сотворило правду, сокрушив нечестие, господствовавшее на земле. После соединения однако истина и правда уже не разде­ляются, почему Христос весь и называется истиной, когда напр. Он говорит: //«Я есмь путь и истина и жизнь»// [[new:in:14:06|(Ин.14:6)]], равно весь назы­вается и правдой, когда напр. Павел говорит о Нем: //«сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением»// [[new:1kor:01:30|(1Кор.1:30)]]. **//Беседа на псалом 84.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася** Значит, где нет **«милости»**, где «ожесточение», там нет **«истины»**; где нет **«мира»**, там нет **«правды»**. А состояние души, чуждое Божественных Истины и Правды, нельзя признать «состоянием от Бога». От такого состояния надо избавлять душу свою, а ввести в нее состояние, даруемое Божественной Истиной и Правдой, состояние «мира и милостыни». **//Письма.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== Ст. 11-12 **Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче** Когда Бог Отец благоволил помиловать падший род человеческий, послать на землю Единородного Своего Сына для избавления человека от власти диавольской, и Сын Божий, Истина вечная, послушался исполнить волю Пославшаго, родившись плотию от Пресвятыя Девы, благоволением Отца и содействием Святаго Духа, тогда исполнились псаломские слова: **милость и истина сретостеся**. Когда воплотившийся Сын Божий и Богочеловек вольным страданием Своим, Кровью Своей и смертью на кресте удовлетворил правосудию Божию за преслушание Адама и прочие грехи человеческие, и таким образом примирил падшего человека с Богом, тогда исполнились другие псаломские слова: **правда и мир облобызастася**. До пришествия Христова на землю царствовали на ней одна ложь и прелесть вражия; кроме народа Израильского, и то не всего, везде было почитание ложных богов и поклонение идолам. Когда же вочеловечивыйся Сын Божий учением Своим и примером восстановил и устроил на земле истинную жизнь, тогда на ней явилась и святость, и праведность небесная; явились земные ангелы и небесные человеки, и исполнилось сказанное: **истина от земли возсия, и правда с небесе приниче**. Поэтому и апостол взывает ко всем христианам: //Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа// [[new:fil:03:20|(Флп. 3:20)]]. Слова апостола означают, что все христиане обязываются жить не просто по-земному, а и по-небесному. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Милость и истина сретостеся; правда и мир облобызастася** Согрешающим и прибегающим к покаянию источники человеколюбия подают милость, и для возлюбивших истину преизобилуют потоки милости. Посему и сказал Пророк: «**милость и истина сретостеся**». Ибо Иудеи и весь род человеческий принесли в дар Богу познание истины, а Человеколюбец воздал им милостию. Так еще, когда принесли они правду, даровал им мир, оказал помилование и прекратил прежнюю неприязненность. И стеклись мир с правдою, и милость с истиною. И сие яснее выразил Пророк в присовокупляемом: //истина от земли возсия, и правда с небесе приниче//. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася** Некоторые говорят, что в этих стихах исчисляются те добродетели, которые явились во Христе, именно, что в Нем сошлись **милость и истина**. Милость Христос показал в исцелении больных, а истину в учении и проповеди. Но в Нем же сошлись правда и мир, ибо это значит: **облобызастася**. **Правда** же Христова открылась в правом суде, когда Он лукавых обличал и добрым выражал похвалу, а **мир** — в кротости. Но лучше сказать, что милость есть божественное естество, как имеющее власть отпускать грехи и исцелять болезни; истина же есть человеческое естество, потому что //не обретеся//, сказано, //лесть во устех Его,// и потому что по справедливости Он только один сохранил достоинство человеческой природы, и потому что Он истинный человек, а не призрак. А что сказано **сретостеся**, то это значит, что составили одно, т. е. соединились в одном лице. **Правда** принимается вместо божественного естества. Ибо один Бог праведный Судия есть. **Мир** же вместо естества человеческого, по врожденной Его кротости. Эти добродетели **облобызались**, потому что имели во Христе единение и согласие. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 11-12 **Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче** Слова, положенныя здесь в прошедшем времени, должно разуметь в будущем, как требует смысл и самая связь стихов. Впрочем все почти толковники согласно мнят, что сие пророчество относится ко Христу. Ибо нет сомнения, что верные при всех несчастных обстоятельствах, а наипаче по возвращении из Вавилонскаго плена, обращали очи и сердца свои к обещанному Мессии и именем Его просили Бога о возстановлении церкви. Между тем намерение Пророка здесь есть то, дабы показать, коль милостиво ущедрит Бог церковь Свою, когда примирится с народом, и какие произрастут плоды от примирения сего. Понеже де и **милость и истина** взаимно между собою усретятся, и **правда и мир** облобызаются. А под сими четырьмя именами чрез фигуру синекдоху означается истинное благополучие, или всякаго рода благая, от Бога проистекающая. Ибо где без наказания свирепствует лютость, где истреблена взаимная друг к другу доверенность, где угасла вера, где лежит попрана ногами **правда**, где все находится в смятении и безпорядке, где всякаго рода водворяются злая: там не лучше ли со всем **миром** погибнуть, нежели жить, подвергаяся ежеминутной опасности? Откуду следует, что нет ничего желательнее к блаженной жизни, как чтоб повсюду царствовали сии четыре добродетели, так как и Царство Христово на них же основано было. К сему надлежат и оныя слова: **истина от земли возсия, и правда с небесе приниче**. Ибо сие означает то же, аки бы сказал Пророк, что по примирении людей с Богом обе сии добродетели распространятся горé и долу, так что наполнят небо и **землю**, и ни единаго места не останется на **земле**, где бы оне не процвели. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася** **Милость** – прощающая благодать Божия, **истина** – верность обетованиям; та и другая снова явятся (**сретостеся**) и будут господствовать в ожидаемое спасение; **правда** – праведность как дар Божий (благодать оправдывающая): где она находится в внутреннем (**облобызастася**) взаимном отношении между собою. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-14 **Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче: ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя** Стихи изображают полноту духовных и внешних, материальных благ, которые может получить еврей при соблюдении указанного выше условия - невпадения в безрассудство. Самый факт возвращения из плена и внешнего возрождения евреев указывает, что состояние плена вызвало в евреях сознание своих грехов и исправление своего поведения, при полном же их подчинении и послушании Богу, Господь изольет на них и полноту своих милостей; тогда "**истина возникнет из земли**", из среды людей, а "**правда приникнет с небес**", т. е. с неба будет дано прощение их грехов и через его - примирение с Ним. Это сжатое, но сильное изображение внутреннего смысла факта возвращения евреев из плена, равно как и ожидание писателем псалма полного примирении с Богом, у св. Отцов (св. Афанасий) применяется ко Христу и Его служению. В Его земной жизни и смерти обнаружилась милость Бога к греховному человеческому роду; через Его смерть всякий человек был оправдан и примирен с Богом; Христос - истина, воссиял от земли, родился на земле от Приснодевы. См. также Толкование на [[old:ps:084:09#lopuxin_ap|Пс. 84:9]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 11–12 **Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче** Здесь глаголы: **сретостеся**, **облобызастася**, **возсия**, **приниче**, выраженные по-славянски в форме прошедшего времени, для лучшего уразумения смысла всей речи нужно читать в будущей форме: **сретятся**, **приникнет** и проч., как они и выражены в переводе с еврейского, и согласно с глаголами-сказуемыми последующих стихов: **даст**, **предыдет**. Сказав о славе (в предыдущем стихе), имевшей водвориться в земле иудейской, псалмопевец пророчески переносится духом к той славе, которая настанет в этой стране и вообще на земле в пришествие обетованного Мессии, когда бесконечная милость Божия к роду человеческому явится во всей силе, как и явилась в пришествии Христа и совершенном Им спасении людей, – когда **Истина** (Сам Христос, см. [[new:in:14:06|Ин. 14:6]]) засвидетельствована была Его учением и делами, так что, действительно, в лице Его, Христа Спасителя, милость и истина **сретостеся** («сошлись вместе, встретились»). Тогда и **правда** Божия, т.е. оправдание верующих, сошло на землю, а вместе с сим оправданием совершилось примирение грешного рода человеческого с оскорбленным и прогневанным правосудием Божественным, на земле явился мир, на грешных человеков снизошло благоволение Божие [[new:lk:02:14|(Лк. 2:14)]]: **правда и мир**, таким образом, сблизились, соединились, **облобызастася**, – Бог Истина – Слово, воплотившееся от Девы, будучи Светом от Света, – **от земли возсия**, т.е. на земле, говорит пророк, явится свет трисиянного Божества, возникнет истина и правда Божия, которая, в лице обетованного Мессии Спасителя, покроет все грехи людские; **с небесе приниче**, говорит далее пророк, т.е. эта правда не от земли, Она имеет жительство на небесах и потому **приникнет на землю с небес**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]