[<10>] ====== Толкования на Пс. 84:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой** **Ибо Господь даст благость**. Когда, говорит, по преизбытку благости Господь воссияет сущим на земле, тогда и мы — мысленная земля — принесем духовные плоды правды. //**Толкование на псалмы.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-14 **ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя** Отец Свое Слово, почему другие переводчики говорят: даст благого, потому что, как тебе известно, сам Христос сказал: //«никто не благ, как только один Бог»// [[new:lk:18:19|(Лк.18:19)]]. **«И земля наша даст плод свой»** – рожден­ную от Марии плоть. Так в образовании таинства Христова действовали и Бог и земля. **"Правда"**, о которой пророк раньше ска­зал: //«с небес... приникла»//. Божество идет впереди человечества, как и Аввакум говорит: пред лицом его предыдет слово (синод. //«пред лицем Его идет язва»//) [[old:avm:03:05|(Авв.3:5)]], и далее относительно человечества: и изыдет на поле при ногах его (синод. – //«а по стопам Его – жгучий ветер»//) (там же). Что согласно со словами псалмопевца, который в за­ключение говорит: **«пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои»**. Так Божество предшествует, т.е. направляет плоть свою на путь домостроитель­ства и исправляет стопы ее, чтобы она не подверглась никаким чело­веческим заблуждениям и обманам. **//Беседа на псалом 84.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой** То же опять сочетание употребил Пророк; ибо сказал, что Бог будет действовать по милосердию и человеколюбию, а они принесут Богу соответственный сему плод, разумел же под сим не обилие плодов земных, но плодоношение добродетели. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой** Смотри, как настойчиво Давид предсказывает, что Отец даст людям Сына своего, Который есть **благость**. //Никтоже благ//, говорит Он, //токмо един Бог.// И Симмах перевел: "Ибо Господь даст //благаго//". **Земля** же **даст плод свой**, означает апостолов и других верующих, происходивших из Иудеи. Проще же сказать, что по рождении Христа, Бог даст милость людям и что земля будет изобиловать плодами. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой** Здесь полагается **плод** земный, как бы в добавок к благотворению и щедроте Бога. Ибо хотя главное блаженство церкви содержится в четырех вышеупомянутых дарованиях, однако не запрещается ей пещися и о внешних средствах, относящихся к содержанию жизни. А ежели кто скажет, что неприлично к духовному царству Христову примешивать изобилие плодов земных, на сие ответ не труден: поелику нет в том никакой неприличности, ежели Бог духовно благословляя верных, дает им вкушать плоды отеческия любви и во внешних благодеяниях, когда и по свидетельству Павла, //благочестие имеет обетование не токмо грядущаго, но и нынешняго живота// [[new:1tim:04:08|(1Тим. 4:8)]]. Но здесь заметить должно, что благая временная сея жизни зело ограничены, дабы верные не прилеплялися к земным удовольствиям. Для того сказали мы, что они вкушают токмо **плоды** отеческия любви Божией на **земле**, а не пресыщаются оными. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой** **Благость** – плодородие и вообще земные блага. **Ибо** связывает предыдущий стих с последующим: так богаты будут духовные благословения, потому что даже и материальная природа обильное получит благословение. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой** См. Толкование на [[old:ps:084:09#lopuxin_ap|Пс. 84:9]] и [[old:ps:084:11#lopuxin_ap|Пс. 84:11]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой** Уверенный в непрестающей **благости** Божией, от которой изобильно изливаются на всех милости Господни, псалмопевец предусматривает благотворные последствия Божественной **благости** и в будущие времена, в пришествие Мессии Спасителя, когда Бог, по словам блж. Феодорита, «будет действовать по милосердию и человеколюбию, а люди принесут Богу соответственный сему плод, разумел же под сим не обилие плодов земных, но плодоношение добродетели» [6, с. 407], т.е. что люди, живущие на земле при помощи благодати Божией будут украшаться добродетелями. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]