[<10>] ====== Толкования на Пс. 85:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя** **Сохрани душу мою, яко преподобен есмь.** Просить услышать его за преуспеяние в добрых делах. **Спаси раба Твоего Боже мой, уповающего на Тя.** Поскольку наименовал себя преподобным; то снова возвращается к смиренной речи, причисляя себя к рабам Божиим и свидетельствуя, что в едином Боге имеет надежду спасения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя** Как же может быть святым тот, кто беден и убог добродетелью? Так как он признал свою бедность, то именно чрез это признание и стал уже святым. Может быть пророк называет человека святым и потому, что он имел это достоинство до грехо­падения в раю. **«Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя»**. Слова пророка способны приклонить Бога к милосердию, потому что Господь ни в каком случае не может отвергать раба Своего, который на Него надеется, но принимает его ради надежды, хотя бы он и имел другие недостатки; на свое рабство указывает пророк, желая привлечь к нам Бога, дабы Он не покидал Своей собственности. **//Беседа на псалом 85.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя** **«Сохрани душу мою, яко преподобен есмь».** Пророк не впал в противоречие, наименовав себя и Езекию вместе и нищим и преподобным; но поелику тот и другой имели врагами людей несправедливых и беззаконных, нимало ими необиженных и желавших им смерти несправедливо; то Пророк и себя и Езекию наименовал преподобным, так как они не подали врагам никакого повода к неприязни. Смысл же слов его таков: сам я по себе «нищ есмь и убог», и не имею достатка в добродетели; но в сравнении с врагами окажусь преподобным; потому что они злочестивы и беззаконны, а я имею познание о Тебе; они утесняли меня несправедливо, а я терплю несправедливое нападение. **«Спаси раба Твоего Боже мой, уповающаго на Тя».** На Тебя уповал я, Владыка, спаси меня; в награду за упование воздай спасением. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя** **Сохрани душу мою, яко преподобен есмь** Спаси меня, потому что я посвящен или принесен Тебе, как сказано и в [[old:ps:015:01|15]]м псалме. Или же называет преподобным самого себя, как благочестивого в сравнении с нечестивыми его врагами. **Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя** Спаси от угрожающей опасности единственно на Тебя только надеющегося. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба твоего, Боже мой, уповающаго на тя** Приводит другия две причины, коими испрашивает себе у Бога помощи, то есть, кротость свою и снисхождение к ближнему, потом надежду, которую возлагал на Бога. А хотя в первом члене некоторое, по-видимому, достоинство представляет, но сие творит не для того, аки бы гордился своими добродетелями, но для изъявления своея невинности. Ибо упоминая о кротости, жалуется на врагов, которые невиннаго человека, да еще и услуги оказавшаго им, не меньше несправедливо, коль безчеловечно озлобляли. А как и сам Бог в слове Своем обещал, что Он невинным и благочестие любящим людям всегда будет Покровителем, то //Давид// не без причины о кротости своей свидетельствует, дабы показать, что враги неправедную мзду ему воздают, когда к кроткому человеку толь жестокосерды. Но понеже одна кротость не довлеет в лукавом мире живущему человеку, сего ради присовокупляется упование на Бога, яко матерь благочестия. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя** Указывая на свои бедствия (//нищ и убог//; **воззову весь день**), на свое благочестие (**преподобен есмь**), на свою надежду на Бога (**уповающего на Тя**; //к Тебе взях душу мою//), – особенно же на благость и милосердие Божие, псалмопевец молится, чтобы Господь услышал его, спас его и защитил. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя** См. Толкование на [[old:ps:085:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 85:1]] [<10>]