[<10>] ====== Толкования на Пс. 85:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 12-14 **Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго** **Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим.** Молитву переменив вдруг в исповедание того, что избавлен** от ада**, объясняет причину, по которой грешил, и именно козни многих, и притом **державных,** давая этим разуметь невидимые силы, которые **не предложиша** Бога **пред собою.** Но Ты, говорит, Господи, сотворил со мною милость, какой не ожидали они, по человеколюбию Твоему избавив душу мою от ада преисподнейшего. Говорит же это Христос, когда //предсташа царие земстии и князи собрашася на Него вкупе// ([[old:ps:002:02|Пс. 2,2]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое в век** Итак, прежде испове­дания грехов пророк не велит прославлять Бога; он желает, что­бы Бога прославляли устами чистыми, а очищаются они, когда человек отвергает грех от всего сердца. Истинное исповедание – в том, чтобы отвергнуть грех от всей души, и, раз отвергнув, из­бирать его и никогда уже не возвращаться к нему. **//Беседа на псалом 85.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 12-13 **Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго** **«Исповемся Тебе Господи Боже мой всем сердцем моим: и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне».** Знаю, говорит Пророк, что исполнишь прошение, прекратишь скорби и устроишь меня так, что буду приносить благодарственное песнопение за оказанное мне человеколюбие. **«И избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго».** Сим изобразил Пророк великость опасностей; ибо и божественный Давид многократно подвергался таковым опасностям, когда преследовал его войною Саул, и когда гоним он был Авессаломом; да и нападение Ассириян угрожало очевидною гибелью; посему-то таковыя опасности наименовал крайнею смертию и адом преисподнейшим. ===== Евфимий Зигабен ===== **Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое в век** **Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим** Буду т. е. благодарить. **И прославлю имя Твое в век** т. е. всегда. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 12-13 **Исповемся тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя твое в век: яко милость твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго** К молитве присовокупляет обеты благодарения: ибо нет ничего полезнее ко испрошению новых благодеяний, как памятовать прежния и благодарить за них. Якоже убо выше просил соединить **сердце** свое с Богом, еже боятися имени Его; тако здесь обещает проповедовать хвалы Его не токмо устами и языком, но и **всем сердцем**, и притом всегда постоянно. Потом присовокупляет причину, чего ради таковые обеты дает, говоря, что Бог во избавлении его редкий и достопамятный опыт **милости** Своея явил. А дабы лучше объяснить сию великость **милости** Божией, нарицает **преисподнейшим адом** то бедствие, от котораго избавлен был, так как бы он не токмо близок был к смерти, но и погружен уже в самой глубочайшей бездне, откуду могла одна токмо Божия рука чудесным образом исхитить его. Мы ныне, будучи исхищены Спасителем из **преисподнейшаго ада** смерти, будем ли извинительны в неблагодарности нашей, ежели **всем сердцем**, и всею возможностию не будем проповедовать избавления нашего? Ибо, ежели //Давид// толико превозносил Божие **имя** за продолжение жизни на краткое время, то каких похвал достойно оное несравненное избавление, посредством коего возведены мы из **ада** на небо! А что паписты из сего места силятся доказать свой чистец, так как бы был некоторый **ад** вышший – это один токмо вымысел, который не требует опровержения. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое в век** Псалмопевец уверен, что это исполнится, что Бог ему поможет и даст повод к прославлению Его; явит на нем еще величественнее Свою милость и спасет его из настоящей великой опасности. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 12–13 **Исповемся тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго** Выражение **исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим** здесь значит: «не утаю, открою, постараюсь во всеуслышание выразить все благодарные чувства, которыми преисполнено мое сердце». Таким образом, к вышеизложенным молитвенным прошениям пророк присоединяет благодарение от всего сердца и обещание славить **имя Божие в век**, т.е. всегда, – и тут же указывает и причину сего столь благодарно настроенного в отношении к Богу сердца своего: **яко** (потому что) **велика**, говорит, **милость Твоя, Господи, ко мне**. Вся жизнь пророка Давида была преисполнена различных к нему милостей Божиих; о какой же из них говорит он здесь? Конечно, о той, которую получил при настоящих бедственных обстоятельствах, т.е. об избавлении от неправедной смерти, на которую обречен был врагами (Авессалом и его советники) и которую называет здесь **адом**, подразумевая в понятии о смерти и ее последствия:** избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго**. По другим толкованиям, **адом преисподним** именует здесь всякую великую и ужасную опасность, которая угрожала низвести его в могилу (**в преисподнюю**). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]