[<10>] ====== Толкования на Пс. 85:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою** **Боже, законопреступницы восташа на мя** Показывает, что от них впал в тот грех. И отчего бы пасть ему иначе, если бы не восстал какой-либо сонм лукавых демонов и не препнул его на пути добродетели? См. также Толкование на [[old:ps:085:12#svt_afanasij_velikij|Пс. 85:12]] **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою** Действительно, обижающий ближнего не представляет Бога пред своими глазами; если бы он представлял Его, то и не обижал бы, страшась Судии, не преступал бы закона, приводя на угрозу память Законодателя. Посту­пают же так не в силу неведения, а вследствие дерзости, подобно тому, как разбойники пустыни совершают разбои не потому, чтобы не знали о судьях и судах, а потому, что не думают о них по своему безумию и не боятся. Таких людей пророк называет не только законопреступниками, но и **"сборище сильных»**, укрепив­шимися в нечестии, которых он порицает в другом пророчестве, говоря: //«что хвалишься злобою, сильный?"// [[old:ps:051:03|(Пс.51:3)]]. Почему же он на­звал восставших не только законопреступниками, но и державными в нечестии, т.е., как мы сказали, сильными? Потому, что они зло­умышляли не на поле, не на дом, не на одежды, не на раба, а на единственное и исключительное достояние человека – его душу, желая предать ее смерти. Ясно, поэтому, что пророк говорил о законопре­ступниках в собственном смысле – сильных в нечестии демонах, почему и противопоставил им, в качестве своего защитника, Бога. **//Беседа на псалом 85.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою** **«Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою».** И Давидовы враги жили беззаконно, и Ассирияне были делатели злочестия и лукавства; притом те и другие имели силу, споспешествующую лукавому сердцу: а от сего для терпящих обиду происходила двоякая причина боязни. Поэтому прибегают они к Богу, и просят Его помощи. **«И не предложиша Тебе пред собою».** Не привели себе на мысль Твоего промысла. ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою** **Боже, законопреступники восташа на мя** Законопреступниками были и враги Давида, строившие против него козни и Ассирияне, осаждавшие царя Езекию, и наконец законопреступниками могут быть названы и все как видимые, так и невидимые враги наши. **И сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша, Тебе пред собою** Те же самые, которых назвал законопреступниками. Эти же слова находятся и в псалме [[old:ps:053:05|53]]м. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 14-16 **Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша тебе пред собою. И ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя: даждь державу твою отроку твоему и спаси сына рабы твоея** Что выше сказал в преносном смысле о аде преисподнейшем, то здесь изображает просто, говоря, что был он подобен агнцу, сущему посреде волков, и потому был бы немедленно растерзан, ежели бы Бог чудесно не исхитил его из челюстей смерти. Когда говорит, что враги **не** предложили Бога **пред собою**, тем изображает крайнюю лютость их. Ибо где нет страха Божия и где люди **не** боятся суда Его, там нет никакого милосердия и кротости, там свирепствует необузданная дерзость. Сему злу в милосердии Божием пособия ищет. Ибо употребляя сии прилагательныя имена: **Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый** и проч., – означает, что против дерзости и неистовства нечестивых довольно имеет защиты в Божией благости, в милосердии и правосудии. А может быть, прибег к милосердию Божию и для утоления чрезмернаго страха, поелику ведал, что нечестивые люди суть бичи Божии. Ибо истинное и единственное утешение наше составляет то, что Бог хотя и наказывает нас, однако же **не** забывает милости Своея. Впрочем, как известно, изречение сие взято из книги [[old:gen:34:06|Исх. 34:6]], где находим весьма достопамятное описание Божия существа. Там, во-первых, нарицается Он **щедрым**, откуду, во-вторых, следует склонность к милости, или сострадательность к бедности нашей. К сему присовокупляется, в-третьих, долготерпение Его: понеже не вдруг воспламеняется гневом, как скоро раздражен бывает, но по милости Своей прощает. Наконец, нарицается **многомилостивым** и истинным, то есть, зело благотворительным и в обещаниях Своих непреложным. А хотя не меньше похвально и Его правосудие, как и милость, но понеже по жестокосердию нашему правосуден есть и наказывает как бы принужденно, сего ради Писание нарицает Его благим и милостивым естественно, а правосудным или строгим как бы случайно. Истина же присовокупляется к милости потому, что мы часто, судя о Боге по нашим чувствам, **не** доверяем обещаниям Его. Сего ради Писание глаголет, что Бог несть подобен человекам, поелику **не** меньше щедр во обещаниях, коль и верен во исполнении оных. Яснее к настоящему разсуждению о милости и благости Божией прилагает Пророк оныя слова: **призри на мя**. Ибо как Бог есть милостив, то и препоручает Ему спасение свое. Потом следует глагол: **помилуй мя**, который означает милость, туне даемую, и относится к помощи также туне подаваемой; чрез что чистосердечно признается //Давид//, что он внутренно изнемогает, и яко нищий ищет спасения от единыя милости Божией. Нарицая себя рабом и **сыном** рабыни, не своими услугами хвалится, но, воображая начало и долговременное продолжение к себе Божией милости, тщится приобресть большее благоволение, яко **раб**, обязанный вечно служить своему господину. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша тебе пред собою** //Враги мятежные восстали на меня и я обращаюсь к Тебе многомилостивому: помилуй, спаси меня и устыди врагов// //"Не представляют они Тебя пред собою"// - см. [[old:ps:053:05#lopuxin_ap|Пс LIII:5]]. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 14–16 **Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою. И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя: даждь державу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоея** Возблагодарив Господа Бога за последнюю Его милость, пророк указывает здесь на **восставших** против него врагов его, характеризуя их нравы и нечестие, говорит – и не просто только говорит, а жалуется Богу, что на него **возстали законопреступники**, злоупотребившие данною им властию и забывшие о вездесущии и всеведении Божием. От великой скорби и туги сердечной он как бы так взывает к Богу: Господи Боже мой! На меня восстали не какие-либо внешние, чужестранные враги, а свои ближние, родной сын мой, с его ближними друзьями и советниками, которые забыли Бога и закон Его, забыли то, что они обязаны почтением и любовью ко мне, не только как к отцу, но и как к законному царю и помазаннику Божию, забыли о Твоем вездеприсутствии, они законопреступники, **сонм державных**, т.е. целое собрание людей сильных, облеченных властию, восстали против меня и ищут души моей (**взыскаша душу мою**), т.е. стараются погубить меня, отнять у меня жизнь, и нисколько не представляют о Тебе, не помышляют о Твоем присутствии (**не предложиша Бога пред собою**), но действуют исключительно по своему злоумышлению. Ты же, Господи Боже мой, **щедрый и многомилостивый и истинный**, т.е. верный Своим обетованиям о спасении всех уповающих на Тебя, **призри на мя**, т.е. яви милость Свою ко мне, пошли силу Твою (**даждь державу Твою отроку Твоему**). Словом **помилуй** выражает прошение о милости, подаваемой даром, а не за какие-либо заслуги. Точно так же, называя себя **отроком**, или, что то же, **рабом и сыном рабыни**, показывает тем, что он не заслуживает милости и спасения, а надеется на получение их единственно по великой благости и милости Божией. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]