[<10>] ====== Толкования на Пс. 85:17 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси** **Сотвори со мною знамение во благо.** Как древле в Египте Бог дал знамение сынам Израилевым, чтобы не потерпели они вреда от погубляющего, так просить и ему дать знамение, чтобы охраняться тем и постыдить врагов. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси** Не просто просит он знамения, а **"во благо"**, т.е. для благодеяния роду человеческому. Таково знамение, ко­торого велел Исаия просить у Бога Ахазу, говоря: //«проси себе знамения у Господа Бога твоего»//, вслед за чем сказал: //«се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»// [[old:is:07:11|(Ис.7:11]], [[old:is:07:14|14)]]; таково же знамение, о котором говорит Сам Господь: //«род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»// [[new:mf:12:39|(Мф.12:39–40)]]. Этими знамениями посрамлены все ненавидящие нас демоны. //«И Ангел лица Его спасал их»//, как говорит Исаия [[old:is:63:09|(Ис.63:9)]], помог нам, но Сам Господь, родившись от Девы и ради нас сделавшись человеком; Он же и утешил нас, плакавших о своем смертном осуждении, воскресши из мертвых и тем показав, что смерть есть только сон. **//Беседа на псалом 85.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси** **«Сотвори со мною знамение во благо».** Из знамений, одни служат наказанием, как явленныя на Египтянах, а другия – спасением, как явленныя на Евреях. Посему-то Пророк ввел в речь сие разделение, и испрашивал не просто знамения, но знамения благаго, как бы говоря: сотвори мне знамение, приносящее спасение, знамение, которое бы чудодейственно доставило мне обилие благ. **«И да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты Господи помогл ми и утешил мя еси».** Ибо неприязненные, увидев промышление о мне, исполнятся стыда, и всеми будут поносимы. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси** **Сотвори со мною знамение во благо** Положи, говорит, Господи, на мне некий знак и отличие на добро и в спасение, как Ты положил в знак на домах еврейских кровь агнца, когда истребляемы были первородные египетские, по словам //Афанасия// и //Феодорита//. Сказал: знак во благо, поелику есть знак и во зло, каков был тот, который положен был на Каине, как говорит Евсевий. Знак, положенный на домах еврейских, был знаком во благо и в спасение, по которому не входил в оные всегубитель для умерщвления первородных их, знак же, положенный Богом на Каине, был знаком во зло; потому что означал гнев Божий против него. Слова //Феодорита//: В собственном смысле во благое знамение для язычников даровал Бог от Бога крест, которым победил общего врага и водрузил сие победное знамение против демонов и страстей. **И да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя ecи** Здесь вид переложения, которое исправляется так: и да увидят ненавидящие меня, что Ты, Господи, помог мне и утешил меня и постыдятся, т. е., пусть видят, говорит, Господи, ненавидящие меня демоны данный мне Тобою знак в помощь и утешение мое, и таким образом да посрамятся и устыдятся, как побежденные, ибо увидали, что меня хранит благодать и Промысл Твой, по словам //Феодорита//. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси** В сем последнем стихе паки подтверждает, что он как бы оставлен от Бога: ибо не просил бы некоего **знамения** Божией милости, ежели бы не принужден был крайностию и ежели бы Бог для испытания терпения его не сокрыл от него благоволения Своего. Но сражаться с таковым искушением было не последним **знамением** твердости и постоянства Давидова, когда он и в самом густейшем мраке бедствий не отчаивался видеть света. О врагах же того ради просит, **да видят, и** да **постыдятся**, понеже ругалися простоте его, аки бы всуе надеялся на Бога. Здесь встречается вопрос, какое бы то было **знамение** или тот признак, котораго у Бога просит **Давид**? Многие различным образом толкуют сие. Нам же мнится, что под именем **знамения** разумеется здесь оное духовное веселие, котораго выше просил **Давид**, глаголя //возвесели душу раба Твоего//. Ибо сие веселие в человеке праведном, и в гонении сущем, есть пресветлое **знамение** Божией милости, на которое взирая не токмо враги и гонители, но и самые беси постыждаются и посрамляются. Приняв в сем означении слово: **знамение**, разум стиха будет следующий: **Господи**, даждь ми благодать духовнаго веселия, которое бы на самом лице моем видимо сияло, дабы **ненавидящии мя**, видя сие **знамение**, постыдилися, и призналися, яко Ты **помогл ми еси** страждущему, Ты **утешил мя еси** скорбящаго и печаль мою во внутреннюю радость обратил. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси** Да явит над ним знамения Своея милости, чтобы враги увидели, что Бог с ним, и что они таким образом будут постыждены. **Знамение** – дело, из коего враги могли бы увидеть, что с угнетенным ими Бог; это дело будет спасением, во благо псалмопевцу. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси** **Знамение** – по-русски: «знак», а в переносном смысле означает «чудо». В заключение всех своих молений и благодарений, пророк присовокупляет и это последнее прошение, чтобы Господь Бог **сотворил**, или показал, над ним Свое чудо, не какое-либо чудо страшной кары Божией, грозной для врагов его, а чудо благости (**знамение во благо**) и милости Божией, чтобы все ненавидящии его увидели, сколь благ и многомилостив Господь, – как Он помог страждущему псалмопевцу и утешил его в скорби, – чтобы они видели и устыдились своих беззаконных дел. Псалом сей, по уставу нашей Святой Православной Церкви положенный для прочтения на 9-ом часе нашего ежедневного богослужения, может и должен служить образцом усердной высокой молитвы христианина среди скорбей и бед. Молитва наша должна быть усиленною и непрестанною и должна быть проникнута духом глубокого смирения. Непрестанно и усердно молясь Богу, мы не должны вменять себе это в какую-либо заслугу; по примеру пророка, мы должны ожидать спасения не как награды за свою усиленную молитву, но единственно как милости Божией. Псалмопевец непрестанно (**весь день**) взывал к Богу, устремляясь к Нему **всею душею своею** [[old:ps:085:03|(ст. 3]] и [[old:ps:085:04|4)]], и при этом однако же взывал к милосердию Божию: **помилуй мя, Господи, яко благ и кроток и многомилостив** [[old:ps:085:05|(ст. 5)]]. Такова по характеру должна быть наша молитва. Затем пророк Давид указывает нам и то, о чем должны мы молиться. Был он величайшим праведником, но сознавал себя не умеющим жить согласно с волею Божией и молился о том, чтобы Бог научил его жить по заповедям Божиим [[old:ps:085:11|(ст. 11)]]. Был человеком богобоязненным, но молился о том, чтобы Бог вселил в сердце его страх Свой Божественный и чрез это самое дал ему истинную радость, которая происходит от благоговения пред Богом. Не столько радость избавления от несчастий, сколько радость благочестия и добродетели, радость вечного спасения должна быть предметом наших желаний и молитв. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]