[<10>] ====== Толкования на Пс. 86:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь повесть в писании людий и князей, сих бывших в нем** **Господь повесть в пиcaнии людей и князей.** То есть, Господь поведает о писании тех людей и князей, которые будут принадлежать самой Церкви. О каком же писании? Не о написании ли //на небесех,// о котором Сам им поведает, сказав: //радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех// ([[new:lk:10:20|Лк. 10,20]])? **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь повесть в писании людий и князей, сих бывших в нем** Какой Господь? Явив­шийся в Сионе, как человек, основавший его, как Вышний. Он сам повествует **"в писании народов»**, т.е. в списке народов, потому что пророк сказал не об одном народе, чтобы не разумели народа иудейского, а о многих, чтобы указать на язычников. Словами: **"и владык, – сих, бывших в нем»** пророк указывает на апостолов, по­тому что они в Сионе облечены были в достоинство начальников. Вот тебе доказательство того и другого. Иоанн пишет, что Христос в Сионе сказал апостолам: //«как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас»// [[new:in:20:21|(Ин.20:21)]]. Ясно, что здесь Христос поставил апостолов на­чальниками, и с такою властью послал их в мир. А Лука пред­ставляет Христа изъясняющим в Сионе таинства: //«тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима»// [[new:lk:24:45|(Лк.24:45–47)]]. Так указал Он и на вписание народов, т.е. на избрание язычников. Итак, не простой человек сообщает Сиону тайны, а поведал ему о всех их яснейшим образом человек, который есть Бог и Вышний. Пророк переменяет тон, потому что, оставив лицо Бога, опять заканчивает речь от собственного своего лица, желая показать славу Сиона по самой Его природе. **//Беседа на псалом 86.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь повесть в писании людей и князей, сих бывших в нем** //Симмах// перевел так: Господь исчислит, написуя людей; сей родился там. Ибо удостоивающий Своего написания жительствующих в нем людей, в нем родился по человечеству, будучи Господом и Богом. О сем исчислении известил и Господь наш, сказав священным Апостолам: //«вам же и власи главнии изочтени суть»// ([[new:mf:10:30|Мф.10:30]]). И о написании открыл Своим ученикам, говоря: //«не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: но яко имена ваша написана суть на небесех»// ([[new:lk:10:21|Лк.10:21]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь повесть **(будет сказывать)** в писании людей и князей сих бывших **(родившихся)** в нем** Христос, говорит, будет учить о Себе из Писания, - разумеются пророческие, так как Евангелист Лука повествует: и подали Ему книгу Исаии пророка, и, раскрыв книгу, нашел место, в котором было написано: Дух Господа на Mнe, ибо Он помазал меня, благовествовать нищим послал меня и проч.[[new:lk:04:17|(Лук. 4,17)]]. Таковое писание пророческих слов Давид назвал писанием народов и начальников их; поелику Писание дано племенам Иудейским и начальникам их. И сначала Писание составляло собственность сих племен, родившихся телесно на чувственном Сиoне; a теперь то же Писание есть приобретение родившихся духовно в умственном Сионе - в церкви Христовой или христианской. Слова //Феодорита//: Ибо Тот, кто имена живущих в нем народов удостаивает своего писания, родился в нем по человечеству, и есть Господь и Бог. И сему исчислению Господь наш научил, сказав святым Апостолам: у вас же и волосы на голове исчислены, а написание открыл своим ученикам, когда говорил: радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах. Почти то же самое говорить в Феодор. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господь повесть в писании людий и князей, сих бывших в нем** Сими словами означает Пророк, что имя Сиона так будет славно, что в число граждан его усердно вписаться возжелают не токмо простые и низкаго состояния люди, но и цари, и **князи**, и вельможи. Таким образом отдает всю честь и преимущество Сиону, аки бы сказал: когда Бог исчислять будет людей, коих Он особливыя чести удостоил, тогда Сиону паче, нежели Вавилону, или другим каким-либо градам припишет преимущество. Сие преимущество будет такое, что занимать между гражданами Сиона последнее место будет благороднее и честнее, нежели первое где-нибудь инде. Купно же назнаменует и то, откуду иноплеменникам внезапу толикая честь. И приписывает оную единственно Божией милости. Да и праведно: ибо рабы сатаны и греха никогда сами собою не приобрящут права на горний град. Един Господь, распределяющий людей по Своим степеням, как Ему угодно, различает одних от других, хотя, впрочем, состояние всех есть равное. Написание, о котором здесь упоминается, относится к званию. Хотя бо прежде сложения мира вписал Бог имена людей в животную книгу, но в число сынов Своих тогда вносит их, когда, отродивши духом усыновления, запечатлевает печатию Своею. Сие написание открыл Господь ученикам Своим, когда сказал: //о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех// [[new:lk:10:20|(Лк. 10:20)]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Господь повесть в писании людий и князей, сих бывших в нем** Тогда Сам Бог, когда Он, как Царь совершенной теократии, перечислит ее царей и народы, будет рассказывать о чуде обращения язычников и вступления их в гражданство Иерусалима. **Повесть** не значит – Он будет исчислять или пересчитывать народы, не только: Он будет рассказывать, объявлять, именно, что Сион есть мать народов и на веки основан; и это будет Он объявлять при внесении языческих народов и князей в книгу граждан Сиона. Если не принимать **писание** в смысле //перепись// [[new:lk:02:02|(Лк. 2:2)]], а книгу, то под γραφή можно разуметь записанное Богом в книгу жизни, **бывших** – родившихся в нем. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господь повесть в писании людий и князей, сих бывших в нем** См. Толкование на [[old:ps:086:05#lopuxin_ap|Пс. 86:5]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Господь повесть в писании людий и князей, сих бывших в нем** **Повесть** – «поведает», будущее время глагола «поведати», по-гречески оно читается: – от существительного: «повесть, рассказ»; и потому слова псалма: **Господь повесть** – надо переводить по-русски так: «Господь поведает», или «будет рассказывать, объявлять», – о чем же? Именно о том, что Сион есть мать народов и навеки основан [[old:ps:086:05|(ст. 5)]], и это Он будет объявлять при внесении языческих народов в книгу граждан Сиона [[old:ps:086:04|(ст. 4)]], в ту книгу, о которой Христос Спаситель сказал ученикам Своим, что они могут радоваться не тому, что Он дал им власть над злыми духами, а тому, что «//имена их вписаны на небесах//», «//в книгу живота вечного//» [[new:lk:10:20|(Лк. 10:20]]; [[new:otkr:03:05|Откр. 3:5)]], – в книгу, о которой пророк Моисей имел дерзновение говорить с Господом Богом на горе Синай [[old:ish:32:32|(Исх. 32:32)]] и о которой еще яснее сказано в псалме [[old:ps:068:29|68:29]]– Господь поведает, что люди и князи их, или начальники, уверовавшие во Христа, будут внесены в список – в писание людей и князей, бывших (по-гречески) в нем, или родившихся в нем, чрез веру во Христа Спасителя. Изречением псалма о записи людей и князей делается указание на обычай царей делать народную перепись, и таким образом полный смысл сего 6-го стиха может быть выражен так: в духовном Иерусалиме, или Церкви, родится такое множество людей, что Один Бог в Своей книге может означить, или записать, какой народ, сколько и какие цари и начальники родились и будут рождаться в Церкви Христовой [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22–23)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]