[<10>] ====== Толкования на Пс. 87:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 5-6 **Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша** **Бых яко человек без помощи, в мертвых свободь.** Один Иисус и умер, по слову Исайи, ради беззакония людей ведомый на смерть ([[old:is:53:08|Ис. 53,8]]), и, когда был мертв, пребыл свободным; потому что не имел греха, который соделывал бы Его повинным смерти, почему и сказал: //область имам положити// душу Мою, //и область имам паки прияти ю// ([[new:in:10:18|Ин. 10,18]]). **Яко язвеннии спящии во гробе.** Уподобился Я людям, покрытым ранами и лежащим в гробах. Но они, как не сподобившиеся Твоей помощи, не улучили воскресения; а Я, говорит, и язвлен за грехи людей, и положен во гроб, но не остался там, потому что Ты воспомянул о Мне, по Моем уязвлении и положении во гроб, и Я воскрес поправ смерть. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-6 **Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша** **«Я сравнялся с нисходящими в могилу, я стал, как человек беспомощный»**. Я, говорит, уподобился нисходящим в ров смерти. Каза­лось, что и я, подобно им, подлежу смерти. Однако, как показывают дальнейшие слова, было не так. **«Я стал, как человек беспомощный, к мертвым... причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты»**. Он, как беспомощный человек, потерпел крест и страдания, не захотев воспользоваться помощью анге­лов, почему и говорит: //«Я топтал точило один»// [[old:is:63:03|(Ис.63:3)]]. Он сделал упрек и Петру, когда тот отсек ухо одному из бравших Его, сказав ему: //«или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?»// [[new:mf:26:53|(Мф.26:53–54)]]? Этими словами Он показал, что Он Сам ограничил силу Своего Божества, чтобы чрез Него исполнилось таинство пред­сказанного пророками домостроительства. Но **«как человек беспомощный»**, не только как Бог, но и как безгрешный по человечеству. Вот почему узам смерти, как говорит в своей проповеди Петр [[new:act:02:24|(Деян.2:24)]], и невозможно было удержать Его. **"К мертвым... причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты»**. И здесь надо подразумевать: был. Он был как раненый, так как иудеи старались представить Его в общественном мнении раненым, т.е. грешником, и, придя к Пилату, называли Его обманщиком [[new:mf:27:62|(Мф.27:62–63)]], А что грешники называются ранеными в Пи­сании, ты можешь узнать это из слов Иеремии: //«о, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего»// [[old:ier:09:01|(Иер.9:1)]]. Это подтверждают и настоящие слова псалмо­певца, потому что он называет людей, которым Христос считает Себя уподобившимся, не только ранеными, но и изглажденными из па­мяти Бога, отринутыми от руки Его, спящими во гробе, лишенными сил и деятельности. (Но уподобившись им), Христос совершает однако воскресение мертвых. **//Беседа на псалом 87.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи** **«Привменен бых с низходящими в ров».** В неизбежныя некия впал я бедствия, и не нахожу никакого избавления, но уподобляюсь тем, которые упали в ров, и не могут выйти. **«Бых яко человек без помощи»**, лишен всякаго о мне промышления и попечения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи** **Привменен бых с низходящими в ров** Глагол: привменен значит, Я причислен к погребаемым, которых называют сходящими в ров. В другом месте мы сказали уже, что ров значит и гроб. Итак вышесказанные слова приличествуют предсмертному времени Спасителя; а сии слова относятся к погребении Его после смерти. Евсевий под рвом разумел ад, в который сошла душа Господа по смерти. **Бых, яко человек без помощи** Не сказал: как человек, потому что Он был совершенный человек; но с прибавлением: был как человек беспомощный. Так и написано, что все (ученики), оставя Его разбежались [[new:mf:26:56|(Матф. 26,56)]]. Итак Господь показался людям как бы беспомощным; так как Он сказал Петру: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, так что Он пошлет Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов? [[new:mf:26:53|(Матф. 26,53)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи** См. Толкование на [[old:ps:087:04#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 87:4]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи** **Привменен бых** – меня считают уже подвергшимся смерти. **Без помощи** – бессильным, беспомощным. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша** //"Я сравнялся с нисходящими в могилу"// - я, по-видимому, должен разделить судьбу с теми, кто близок к смерти, шеолу. Я беспомощен //"между мертвыми брошенный"// - безнадежно покинутый, приговоренный к смерти. Я Тобою оставлен //"как убитые, лежащие во гробе"//, которых Ты оставил и не посещаешь Своей милостью. Пребывание и жизнь в шеоле есть по этому воззрению пребывание вне милости Бога, находящимся там Он не покровительствует и оставляет вне Своего попечения. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи** См. Толкование на [[old:ps:087:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 87:4]] [<10>]