[<10>] ====== Толкования на Пс. 87:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох** **Нищ есмь Аз, и в трудех от юности Моея.** **Нищ,** потому что приял на Себя зрак раба, **и в трудех от юности**, потому что от пелен Своих подвергался злоумышлениям Ирода и подобных ему. **Вознесжеся, смирихся и изнемогох.** Вознесением называет восшествие Свое на крест, по сказанному Им: //егда вознесете Сына Человеческого// ([[new:in:08:28|Ин. 8,28]]). А под словом //«смирихся»// разумеет нисшествие Свое во ад. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох** Христос, //«будучи богат, обнищал ради вас»// [[new:2kor:08:09|(2Кор.8:9)]], и был **«в трудах с юности»**, удаляясь в Египет, отсюда – чтобы скрыться – в Назарет Галлилейский, и подвергаясь многим другим козням. **«Поднявшись, смирился и изнемог...»**. Разумей здесь воздвиже­ние или знамений, или креста; и там и здесь Христос смирился и изнемог, будучи хулим иудеями. **//Беседа на псалом 87.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох** **«Нищ есмь аз и в трудех от юности моея».** Юность для Израильтян – исшествие из Египта, а для всех людей – жизнь вне рая по преступлении заповеди: потому что те и другие все остальное время проводили бедствуя [ибо изшедшие из Египта Израильтяне все, кроме двоих, умерли в пустыне]. **«Вознесжеся, смирихся и изнемогох».** И Иудеи, после прославления, впали в рабство, и естество человеческое, созданное по образу Божию и сподобившееся жизни в раю, вожделев большаго, лишилось и дарованнаго. ===== Евфимий Зигабен ===== **Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох** **Нищ есмь аз и в трудех от юности моея** //Григорий Богослов//, в слове на Рождество Христово говорит: и богатый убожествует и нищенствует, убожествуя моею плотью, дабы мне обогатиться Его божеством. И сам Христос сказал о Себе книжнику слова, показывающие великое Его убожество: лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; Сын же человеческий не имеет где приклонить главу [[new:mf:08:20|(Мф. 8,20)]]. А в трудах был Господь от юности своей, потому что еще от самых пелен терпел злоумышление и гонение от Ирода и иудеев. Трудами здесь называет бедствия. Слова //Феодорита//: Юность Израиля есть исход из Египта, а всех людей есть жизнь вне рая по преступлении заповеди. И те и другие все в промежутке сем время проводили в бедствиях. **Вознесжеся (вознесшись) смирихся и изнемогох** Когда, говорит, Я вознесся чрез произведенные Мною, по словам //Феодора//, знамения и чудеса, тогда Я, по мнению иудеев, смирился чрез бесчестие, ругательства и страдания. Или говорит, что, когда Я был вознесен на крест, тогда смирился чрез положение, по словам //Афанасия//, во гроб и схождение в ад. Сверх того Я, по мнению евреев, занемог; ибо им казалось, что Господь был в затруднении, как лишенный помощи, почему и говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его [[new:mf:27:49|(Матф. 27,49)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох** См. Толкование на [[old:ps:087:15#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 87:15]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох** Молящийся с самой юности много страдал уже, и каждый раз, когда на некоторое время Бог возвышал, поставлял его в счастливые отношения, снова поражало его несчастие, которое в настоящее время так велико, что даже самые лучшие друзья оставили его. **В трудех**, т.е. в смертных бедствиях. **Вознесшеся** – после возвышения моего (Богом), или: после возвышения в гордости. **Смирихся** – принижен был. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох** //"Я несчастен и истаеваю с юности"// - я с юности страдаю. Это можно понимать в отношении к Давиду в гонения от Саула, когда он был юношей. Эти бедствия не оставляют его и теперь, в переживаемые гонения от Авессалома. Указаниями на степень и глубину своих бедствий писатель и заканчивает псалом. Этот псалом - четвертый в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон - смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении, перед наступлением дня, Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему ([[old:ps:087:05|ст. 5]], [[old:ps:087:14|14]]), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 16–19 **Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил еси от Мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей** Продолжая речь о тех же бедствиях своих, псалмопевец называет себя нищим, как и в начале псалма [[old:ps:085:01|85 (ст. 1)]], и говорит: **я нищ**, и от самой юности моей нахожусь в трудных обстоятельствах (**в трудех**), от которых если иногда и избавлялся (**вознесжеся**, вместо «вознеся же»), но потом и опять подвергался им (**смирихся**), и изнемогал под тяжестию их (**изнемогох**). Тяготеет надо мною гнев Твой, и угрозы Твои (устрашения) смущали меня, они окружали меня (обыдоша), как вода, и все вместе (**вкупе**) ежедневно овладевали мною (**одержаша**). Следствием всех этих злостраданий (от страстей) моих было то, что от меня отдалились (**удалил еси от Мене**) все мои друзья, родные и знакомые. Изображая в сем псалме тяжесть своих страданий, псалмопевец в то же время пророчески говорит и о страданиях Спасителя нашего за наши грехи. По толкованию св. Афанасия Александрийского, здесь устами псалмопевца говорит и Сам Господь наш Иисус Христос о своих страданиях за грехи рода человеческого [3, с. 288]. Действительно, пред началом Своих страданий Он молился Своему Небесному Отцу: «//Прискорбна есть душа Моя даже до смерти//» [[new:mf:26:38|(Мф. 26:38)]]. А эти слова имеют одинаковое значение с словами псалмопевца: //яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися// [[old:ps:087:04|(ст. 4)]]. Затем слова стихов [[old:ps:087:05|5–7]] буквально исполнились на Иисусе Христе. Он действительно был только причислен к мертвецам (//привменен бых с нисходящими в ров//), но не был обыкновенным //мертвецем//, потому что воскрес. Он был как бы беспомощным (//яко человек без помощи//), т.е. казался таковым, потому что все ученики оставили Его и разбежались [[new:mf:26:56|(Мф. 26:56)]], но не был таковым в действительности [[new:mf:26:53|(ст. 53)]]. Наконец, Он уподобился раненым, лежащим во гробе (//яко язвеннии спящии во гробе//), потому что действительно был пронзен гвоздями и копием и погребен в пещере, закрытой камнем, следовательно, в месте темном (//положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней//). Эти последние слова, ввиду того, что они прямо относятся к лицу умершего и погребенного Христа, входят в состав богослужения Святой Православной Церкви; именно они поются как прокимен пред чтением Апостола на вечерни, в великий пяток. Таким образом, на время Он был как бы покинут, забыт Богом и уподобился тем, которых псалмопевец называет лишенными помощи Божией (//от руки Твоея отриновени//). В таком именно положении сознавал Себя Сам Иисус Христос, когда взывал к Богу Отцу Своему: «//Боже мой, Боже мой, Вскую мя еси оставил//» [[new:mf:27:46|(Мф. 27:46)]]. Равным образом слова стиха [[old:ps:087:09|9]] буквально исполнились на Иисусе Христе. Когда Иуда, с толпою народа, вооруженного «дреколием», пришел в Гефсиманию, с целью взять Иисуса Христа, тогда все ученики оставили Его и «//разбежались//» [[new:mf:26:56|(Мф. 26:56)]], также и во время распятия все знакомые Его «//стояли вдали от Него//» [[new:lk:23:49|(Лк. 23:49)]]. Иисус Христос в Своей жизни постоянно был предметом ненависти своих врагов, они гнушались Им, называли Его обманщиком [[new:mf:27:63|(Мф. 27:63]]; [[new:in:07:12|Ин.7:12)]], действующим силою диавола [[new:mf:12:24|(Мф. 12:24]]; [[new:mk:03:22|Мк.3:22)]], и разные другие хулы изрыгали на Него. Будучи же предан Иудою в руки врагов (//предан бых//), Он не делал ни малейшей попытки избежать предстоящих страданий (//и не исхождах//), но добровольно вкусил смерть за грехи наши. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]