[<10>] ====== Толкования на Пс. 87:19 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Удалил еси от Мене друга и искреннего, и знаемых Моих от страстей** **Страстями** называет время Своего страдания. Поэтому говорит, что во время страдания оставили Его друзья и знаемые (близкие). Поскольку же послушен был Отцу //даже до смерти, смерти же крестныя// ([[new:fil:02:08|Флп. 2,8]]), и на кресте оставлен учениками; то и говорит, что Отец удалил от Него друзей и знаемых (близких). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей** Разумеется Петр, который, как ученик, был другом, как это тебе известно из слов Христа: //«Я уже не называю вас рабами»//, но //«Я назвал вас друзьями»// [[new:in:15:15|(Ин.15:15)]]. Он же разумеется и под **«ближним»** по причине особенной пылкости и силы веры, а под **знаемыми** Его – все апо­столы вообще, потому что они более всех знали Христа, как говорит об этом Евангелие: //«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня»// [[new:in:17:25|(Ин.17:25)]]. Тем не менее в виду тяжести страданий все они на время впали в малодушие. Но Христос приписывает причину этого не им, а Отцу, потому что таинство креста, как совершавшееся по мысли и благово­лению Отца, превышало их силы. **//Беседа на псалом 87.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Удалил еси от мене друга и искренняго и знаемых моих от страстей** Борясь с столькими бедствиями, не имею утешения, доставляемаго близкими знакомыми, будучи лишен сожительства с ними по причине бедственнаго рабства. Сие же прилично было говорить не Иудеям только, но и всем людям, жившим до пришествия Спасителева; даже и ныне, кто подобно сему страждет, тому свойственно и сообразно сие моление. Ибо, по словам божественнаго Апостола, //«елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением писаний, упование имамы»// ([[new:rim:15:04|Рим.15:4]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Удалил ecи от мене друга и искренняго и знаемых моих от страстей** (от бедствия моего) Ты, говорит, Отец Мой, удалил от Меня учеников моих по причине бедствия понесенного Мною чрез поругания и страдания. И выше сказал Господь: Ты удалил знакомых моих от Меня. Другом и ближним и знакомыми называет учеников своих, другом согласно с сими словами: вы друзья Мои [[new:in:15:14|(Иоан. 15,14)]], ближним, поколику ученики Его пребывали с Ним, а знакомыми, поколику узнали Христа, и знаемы были Христом. Слова //Афанасия//: Страданием указывает на время страдания. Итак Он говорит, что во время страдания оставили Его и друзья и знаемые. //Исихий//: Знакомыми и друзьями называет Иуду и иудеев. Сказал: от страдания, означая оным то страдание, которое терпят согрешившие. Иисус вocпpиял страдание, как представляющий лице человека говорящего: несчастный я человек; кто избавить меня от сего тела смерти? Знакомые были из обрезанных иудеи; друг — Иуда и прочие ученики: Я, говорит, назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца моего. Такое приложение имеет этот псалом ко Христу. Но он идет и ко всем благочестивым, находящимся в скорбях и прилагается так: Господи, Боже спасения моего! всегда взываю к Тебе, прося у Тебя помощи мне. Следующее за сим само собою ясно. Поелику душа моя исполнилась скорбей и болезней, так что я близок к смерти, ибо я изнемог; то посему я, судя по свирепству против меня человекоубийц демонов, причислен к мертвым. Я был удобопобежден ими, потому что остался без помощи и смотря по их желанно, я был как бы мертвый, при всем том что я еще свободен от мертвости, как не умерший еще на самом деле, я стал подобен раненым и находящимся во гробе, потому что я поражен стрелами гpеxa, или печали. Так соответственно сему прилагаются к христианину и прочие слова. Демоны повергли меня в глубокий ров гpеxa и тьму скорби, которая есть тень и подобиe смерти по причине заключающейся в ней горечи. На мне отяготел гнев Твой; потому что если бы Ты не гневался на меня, то скорби не победили бы меня. Притом Ты попущением Твоим навел на меня все волны скорбей. Слова //Феодорита//: Это прилично было говорить не только иудеям и всем людям до явления Спасителя, но составляет молитву приличную и соответственную всем находящимся в подобном бедствии; ибо что прежде было написано по словам божественного Апостола, то написано для нашего назидания, дабы чрез терпение и утешение из Писаний мы имели упование. Ты удалил знаемых моих, т. е. святых Ангелов, которые будучи до греха искренними друзьями моими и знавшими меня, после за грех возгнушались мною; и таким образом я предан скорбям, и от них не убегал, т. е. не освобождался, но содержался в узах их крепко. Выражение: очи мои изнемогли от нищеты, прилагается к каждому христианину, как мы изъяснили выше. Но я взывал к Тебе всегда, призывая Тебя на помощь мне. И вставши с одра моего я прежде всего буду возсылать к Тебе молитву. Для чего Ты, Господи, отвергаешь душу мою, или короче сказать, находящегося в нуждах, и молящегося Тебе усердно? Сей вопрос и прочие подобным образом прилагаются к каждому. За сим я нищ и беден, как не имеющий ни с какой стороны никакой помощи, и как находящейся в трудах и скорбях по причине гртехов моих. Далее, когда я вознесся, как созданный по образу Божию, тогда я смирился, потеряв достоинства образа Божия чрез грех. Или и так: поелику я вознесся от гордости, то и смирился, по падении в пропасть; и я изнемог как не в состоянии ничего делать. По мне прошел, т. е. меня постиг гнев Твой; потому что я был наказываем за грехи мои потопом печали. Сверх того и устрашения Твои смутили меня, угрожая мни вечным наказанием, они и окружили меня, как вода. Или и демоны и скорби, подавляя меня всегда, господствуют надо мною все вместе. Ты наконец удалил от меня и знаемых и друзей из людей, которые стали убегать меня по причине страдания и бедствия, постигших меня. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Удалил еси от Мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей** См. Толкование на [[old:ps:087:15#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 87:15]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей** **От страстей** – т.е. друзья мои удалились от меня в моем бедствии. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей** См. Толкование на [[old:ps:087:16#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 87:16]] [<10>]