[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Милости Твоя Господи во век воспою: в род и род возвещу истину Твою усты моими** **Милости Твоя, Господи, во век воспою.** Какие же это оказанные нам милости Господни, который должны мы воспевать? Не те ли, что низложены начала и власти и самая держава диавола, а мы освобождены от греха и смерти? **В род и род возвещу истину Твою усты моими.** Отчая Истина есть Сын, Которого от рода до рода носят в устах своих святые. Речь же эти произносится как бы Апостольским ликом. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Милости Твоя Господи во век воспою: в род и род возвещу истину Твою усты моими** Разумеется настоящий век, в котором Бог благо­волил дать нам не один какой-либо род милости, а много: кре­щение, покаяние, милостыню; чрез каждое из них грешник может получить помилование и снисхождение. **«В род и род возвещу истину Твою устами моими"**. **«В род и род»**, т.е. в настоящий и будущий. И в тот и в другой мы возвещаем истину Божию, теперь познавая ее из богодухновенного Писания, а потом, уразумевая самым де­лом и ясно видя истину сияющею в нашей совести, когда каждый получает воздаяние за свои дела. Почему пророк усвояет милость настоящему веку, а истину и настоящему и будущему, показывают дальнейшие слова. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Милости Твоя Господи во век воспою: в род и род возвещу истину Твою усты моими** Прося Божией милости, песнословят милость, и желая увидеть истину данных Давиду обетований, дают обещание научать каждый род. ===== Евфимий Зигабен ===== **Милости Твоя Господи во век воспою: в род и род возвещу истину Твою усты моими** **Милости Твоя, Господи, во век воспою** Я, говорит, Господи, буду воспевать милости, которые Ты оказал мне. Пространнейшее Давидово благодарение за оные излагается и во 2-й книге Царств. Выражение—во век (буду петь) значить то же, что всегда— буду воспевать, составляя песни о них. //Афанасий// говорит: Какие это милости Господни, которые Он оказал нам, и которые мы должны воспевать, как не разрушение начальств и властей и самой державы диавола и освобождения нас от гpеxa и смерти? **В род и род возвещу истину Твою усты моими** Выражение: в род и род, принимается в значении: во всяком роде; так как по смерти одного рода людей наступает другой и таким образом и мир продолжается до скончания века. Или говорит еще иначе, что он будет передавать сию истину Божии в род Иудейский и род христианский, поелику им только Давид передает истину Божию своими устами, под каковыми можно понимать книгу псалмов его, где под истиною Божиею разумеет истинные обещания Божии, данные Давиду, одни чрез пророка Нафана, как излагает о сем 2 книга Царств в главе [[old:2ts:07:start|7]]-й, а другие непосредственно чрез обитавшего в нем пророческого Духа; потому что многие обещания дал ему Бог, как в рассуждении покорения врагов его, так и касательно семени, под которым евреи разумеют Соломона и потомков его, а мы христиане—Христа, как будет сказано далее. Слова //Афанасия//: Истина Отца есть Сын, имя которого в роды и роды святые произносят устами своими. А это слово есть, как бы от лица Апостольского лика. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Милости твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину твою усты моими** Пророк начинает псалом от похвал Божиих и от воспоминания завета, дабы верные, будучи в тяжких искушениях, не колебалися в вере, но уповая на Божия обещания, не сомневалися о возстановлении церкви и о том прилежно молилися. А понеже трудно было удостоверить, чтоб Бог, Который казался быть тогда строгим и неумолимым, скоро преклонился на **милость**, сего ради, дабы удалить сие искушение множеством и различием Божией **милости**, не просто глаголет: **милость Твою Господи воспою**, но употребляет множественное число, глаголя: **милости Твоя, Господи, воспою**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими** Такое печальное положение легко могло бы привести псалмопевца к мысли, что Бог совершенно отвратил Свою милость от Израиля и его царствующего дома, не исполнил данных Давиду [[old:2ts:07:08|(2 Цар. 7:8,]] [[old:2ts:07:12|12-16)]] обетований. Но псалмопевец не отдается такой мысли; он остается убежденным, что милость Божия и верность обетованиям – хотя теперь и прикрыты для чувственного взора – продолжатся вечно. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Милости твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину твою усты моими** //Господи, я буду вечно восхвалять Тебя за милость, дарованную Давиду в обетовании, что Ты навек утвердишь его семя// Под милостью и истиной, как видно из последующего содержания псалма, нужно разуметь великие обетования, данные Богом Давиду о вечном благоволении и милости к нему и его потомку, и верность, непреложность исполнения этих обетований. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–5 **Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой** Начиная псалом сей, псалмопевец выражает свою решимость всегда прославлять и возвещать своими устами неизменную милость Божию к Давиду, а чрез него и к потомкам его и царству его, и верность Божию касательно осуществления обетований, данных Богом Давиду и семени, т.е. потомству, его. Ибо я уверен, говорит он, «что навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: «//Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему//» ([[old:ps:088:03|ст. 3-4]] в пер. с евр.). Здесь незаметно переводит речь свою на Бога, вводя говорящим Самого Бога. **В век милость созиждется**, т.е. будет устроена и воздвигнута милость Божия, именно – спасение и благодать, даруемые Христом. **На небесех уготовится истина Твоя**, т.е. истина Твоих обетований вечна, тверда, ибо определена к исполнению на небе, где все неизменно, непреложно. **Завещах завет избранным Моим**, т.е. Аврааму и Иакову, т.к. им дал обетование о Христе [[old:gen:22:18|(Быт. 22:18]], [[old:gen:28:14|28:14)]]. **Кляхся Давиду рабу Моему**, т.к. когда сказал: «//Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его: той созиждет дом имени Моему, и управлю престол Его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет ми в Сына//» [[old:2ts:07:12|(2 Цар. 7:12–14]]; [[old:1par:07:11|1 Пар. 17:11]]; [[old:ps:131:11|Пс. 131:11]]; [[old:is:09:07|Ис. 9:7]]; [[new:lk:01:32|Лк. 1:32)]]. Ясно, что во всех сих изречениях, равно как и в следующих, сего псалма [[old:ps:088:05|(ст. 5)]]: **до века уготоваю семя твое,** и **созижду в род и род престол твой**, – говорится о Мессии, т.е. Иисусе Христе, ибо только Царство Его есть Царство вечное. Бог с клятвою обещал ему (Давиду), как говорит св. апостол Петр, «//от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его//» [[new:act:02:30|(Деян. 2:30)]]. Слова: **в род и род**, по толкованию блж. Феодорита, означают, что «престол Мессии будет процветать во всяком роде» христианском [6, с. 421]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]