[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему** **Завещах завет избранным Моим,** т. е. Аврааму и Иакову; ибо им дал обетования о Христе, по сказанному: //и благословятся о семени твоем вся колена земная// ([[old:gen:22:18|Быт. 22,18]];[[old:gen:28:14|28,14]]). **Кляхся Давиду рабу Моему.** Когда же клялся? Не тогда ли, как сказал ему: //и будет, егда исполнятся дние твои, и уснеши со отцы твоими,// восстанет от семени твоего Иной, //Иже будет от чрева твоего, и уготовлю// во век //царство Его: Той созиждет дом имени Моему, и управлю// царство //Его до века. Аз буду Ему во Отца, и Той будет Ми в Сына// ([[old:2ts:07:12|2 Цар. 7,12-14]])? **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой** Какой завет? Евангельский, о котором Иеремия говорил: //«вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской»// [[old:ier:31:31|(Иер.31:31–32)]]. Кто же служит посредником этого за­вета? **«клялся Давиду, рабу Моему: на век утвержу семя твое и устрою в род и род престол твой»**. Видишь, что посредником этого завета является Родившийся от семени Давида. Совершает таинство, говорит, не со случайною поспешностью, а предуготовляет его на небе, – пришествие Спасителя было вечным истинным предо­пределением. Поэтому Бог и обещает утвердить семя Давида во век, разумея Христа, о котором и Павел в послании к Римля­нам говорит: //«Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти»// [[new:rim:01:01|(Рим.1:1–3)]]. Этот пре­стол, т.е. царство, Бог обещает устроить в род и род, потому что Родившийся от семени Давида по плоти, кроме настоящего цар­ства, владеет и будущим, как об этом говорил и Даниил: //«и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится»// [[old:dan:07:14|(Дан.7:14)]]. Следует перемена тона, так как речь идет далее от лица пророка. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему: До века уготовлю семя Твое и созижду в род и род престол Твой** И сии слова поставлены в связи с словом: //«рекл еси»//: то есть, заветы сии учинил Ты с избранными. А избранными Пророк называет Авраама, Исаака и Израиля. Кроме же них, сказано, клялся Ты и Давиду, что семя его сохранишь негибнущим, и что престол его будет процветать во всяком роде. Так, представив обетования Божии, и не видя исполнения оных на деле, даже и бедствиями не вынуждаются молящиеся сказать что-либо неприличное, но песнопениями чествуют Правителя всяческих. ===== Евфимий Зигабен ===== **Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему** **Завещах завет избранным моим** По словам //Феодорита//, сии слова сказываются от лица Бога и Отца. Заветом именует здесь завещание и обещание, а избранными—Авраама, Исаака и Иакова, по словам //Афанасия// и //Евсевия//, потому что Бог обещал им возрастить и возвысить семя или потомство их. И Апостол Павел говорит, что Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, говоря как бы многим, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос [[new:gal:03:16|(Гал. 3,16)]]. Здесь надобно подразумевать общий глагол: Ты сказал, т. е. по словам //Никиты//, Ты сказал: Я завещал завет. Слова //Евсевия//: Ты обещал также Давиду подобное в книгах Царств и Паралипоменон ([[old:2ts:07:12|2 Ц. 7,12]]; [[old:1par:22:09|1 Пар. 22,9]]), о чем и Петр, воспоминая Иудеям, говорит в Деяниях: будучи кроток, и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить Его на престоле Его [[new:act:02:30|(Деян. 2,30)]]. **Кляхся Давиду рабу моему.** См. Толкование на [[old:ps:088:05#evfimij_zigaben|Пс. 88:5]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 4-5 **Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой** Дабы лучше утвердить себя, и всех благочестивых в достоверности Божия слова, заемлет свидетельство от лица Самаго Бога, Котораго вводит здесь глаголющаго. Ибо как всякий **завет**, утверждающийся на Божием слове, бывает достовернее и сильнее, сего ради глаголет, что Бог сам, утвердя клятвою **завет** учиненный с **Давидом**, не может отрещися от него. **Завещах завет** (со) **избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему**. Сугубым именем воздает честь **Давиду**, нарицая его **избранным** и **рабом** Своим: **избранным** потому, что Бог по единой милости Своей предпочтил его не токмо многим мужам знаменитым, но и самым наследникам Сауловым. Под именем **раба** не то разумей, что **Давид** услугами своими нечто заслужил у Бога, но нарицается **рабом** или служителем Божиим в разсуждении царскаго достоинства, которое не сам собою похитил, но обнадежен быв законным званием, принял подносимую от Бога власть. Впрочем, из самаго существа **завета** видим, что Бог не лично с одним токмо **Давидом завет** Свой утвердил, но взирал на все тело церкви в предбудущие веки. Ибо хотя и о //Соломоне//, и о других преемниках отчасти можно разуметь оныя слова: **созижду в род и род престол твой**, однако ведал Пророк, что вечность не может быть свойственна никому, кроме единаго Христа. Да и Бог, возводя на **престол** единаго царя, не на одну токмо фамилию его взирал, но сообщил **Давиду** и детям его царскую власть с тем, дабы царствовали для общаго блага всех, Дóндеже приидет Христос, и утвердит **престол** во веки. Сие объяснил //Исаиа// [[old:is:09:07|(Ис. 9:7)]], где сказал: //велие начальство Его, и мира Его несть предела: на престоле **Давидове** и на царстве его (сядет), еже исправити е, и заступити его в суде и правде от ныне и до века//. То же объяснил и Архангел у //Луки// [[new:lk:01:32|(Лк. 1:32–33)]]: //и даст ему Господь Бог престол **Давида** отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца//. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой** Изложенное здесь обетование то самое, которое было сообщено Давиду через пророка Нафана (см. [[old:2ts:07:12|2 Цар VII:12-14]]). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему** См. Толкование на [[old:ps:088:02#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 88:2]] [<10>]