[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой** См. Толкование на [[old:ps:088:04#svt_ioann_zlatoust|Пс. 88:4]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой** См. Толкование на [[old:ps:088:04#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 88:4]] ===== Евфимий Зигабен ===== **до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой** **до века уготоваю семя твое** Я //поклялся//, говорит, т. е. с уверением обещал. Ибо клятвою Божиею древние называют верное обещание; так как и та клятва, которую произносят люди, есть ни что иное как уверение. **Я**, говорит, пообещал с уверением, что **уготовлю**, т. е. утвержду **семя Твое во век века**. Семя Давида, по прямому значению слова, есть Соломон, но в высшем значении есть Иисус Христос; поелику Он родился от семени Давида, т. е. от святой Девы, которая есть сeмя Давида, как происходящая от Давида. Бог и Отец утвердил Христа, сделав Его вечным в царстве Его; //дана//, говорит, //Мне всякая власть на небе и на земле// [[new:mf:28:18|(Матф. 28,18)]]; о Нем сказал и Даниил: и дано Ему начальство и честь и царство, и все народы, племена и языки будут работать Ему. //Власть Его есть власть вечная, и царство Его не разрушится// [[old:dan:07:14|(Дан. 7,14)]]; что не идет к Соломону. **и созижду в род и род престол Твой** Созиданием здесь называет Бог увеличение и усовершение, а престолом –царство. Заметь, читатель, что Бог царство Христово назвал царством Давида; это потому, что Христос по плоти происходил от Давида. Так и у нас есть обыкновение царство сына называть царством отца его по естественному единению сына с отцем и наоборот отца с сыном. Бог дал Давиду чрез Нафана обещание следующими словами: //Возставлю семя твое по тебе, – того, кто будет от твоего чрева, и уготовлю царство его. Он построит Мне дом во имя Мое, и Я поставлю престол его до века// [[old:2ts:07:12|(2 Ц. 7,12-13)]]. К сему присовокупляет великий //Афанасий//: Явно, что это не относится к самому Давиду; ибо как может относиться к умершему? Но ко Христу, как происходящему от него и всегда живущему и царствующему. А если это не (относится) ко Христу; то сии слова у евреев без значения; потому что у них не осталось ни престола, т. е. царского достоинства, ни кого либо из семени Давидова. Слова //Исихия//: И где поклялся, как не там, где сказал ему: и будет, когда исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, Я восстановлю семя Твое и пр. Слова //Дидима//: Поелику Бог верно оказывает милость, то представляется клянущимся потому, что обыкновенно у людей клятвою удостоверяют свои слова. Итак, поелику Бог непреложен, то клятва Его означает непреложность определения Его совета. //Диодор//: Поелику Давид поклялся Господу – не дать себе покоя, доколе не найдет места для Господа, в жилище Богу Иаковлеву, то посему и Бог за клятву его воздает клятвою: //поклялся//, говорит, //Господь Давиду истиною, и не отречется от нее: от плода чрева Твоего посажду на престоле твоем// [[old:ps:131:start|(Псал. 131)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой** См. Толкование на [[old:ps:088:04#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 88:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой** См. Толкование на [[old:ps:088:04#lopuxin_ap|Пс. 88:4]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой** См. Толкование на [[old:ps:088:02#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 88:2]] [<10>]