[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 9-11 **Господи Боже сил, кто подобен Тебе? силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн его Ты укрочаеши. Ты смирил, еси, яко язвена, гордаго: мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя** **Силен ecи Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Ты владычествуеши державою морскою.** Слово это показывает, что Тот, Кто в рабием зраке, вначале привел в бытие влажную сущность, что Он положил пределом морю песок, и рек ему: //до этого дойдеши, и не прейдеши// ([[old:iov:38:11|Иов. 38,11]]). А что это истинно, доказал, запретив морю и ветрам, когда плыл с учениками. **Возмущение же волн его Ты укрощаеши. Ты смирил ecu, яко язвена, гордаго.** //Ибо// Он связал крепкого и гордого, и ученикам Своим //дал власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию// ([[new:lk:10:19|Лк. 10,19]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи Боже сил кто подобен Тебе? силен еси Господи, и истина Твоя окрест Тебе** Пророк часто повто­ряет это выражение, не предлагая вопрос Богу, а, изумляясь Его величию и желая показать Его ни с чем несравнимость. Потому он и называет Его не только Господом, но и Богом сил, т.е. анге­лов, архангелов и всех других сил, если таковые существуют неведомо для нас. Если же все они подчинены Богу, то как могут уподобиться своему Владыке? **"Силен Ты, Господи, и истина Твоя окружает Тебя»**. Пророк указывает на превосходство Бога над тво­рением. Но здесь же свидетельствует и о равенстве Его с Сыном. Чтобы ты, подобно некоторым нечестивцам, не подумал, что Сын неподобен Отцу, пророк, называя Его истиною Отца, как из Него исходящего, далее говорит, что эта истина **"окружает»** Отца, так как один только Сын вмещает в Себе Отца, как Сам Он го­ворит: //«Отец во Мне и Я в Нем»// [[new:in:10:38|(Ин.10:38)]]. Вмещает же Он, как великий великого, как сильный сильного. Вот почему, сказав Отцу: **"силен Ты, Господи"**, пророк далее присовокупил: **«и истина Твоя окружает Тебя»**, дабы ты знал, что хотя Отец велик и силен, и никто не может сравниться с Ним, но Сын равен Ему, по­чему и говорится, что Он **"окружает»** Отца. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господи Боже сил кто подобен Тебе? силен еси Господи, и истина Твоя окрест Тебе** Часто молящиеся упоминают об истине, желая видеть неложность обетований, и говорят Богу: какое из существ может сравниться с Тобою, Владыка? Ты – Господь и Бог сил. Твоя сила вполне соответствует Твоему хотению, все у Тебя истинно и твердо. Потом Пророк излагает признаки силы. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи Боже сил, кто подобен Тебе! силен ecи, Господи, и истина Твоя окрест Тебе** Боже, говорит, Царь вышних сил, или сильный, кто подобен Тебе! Часто повторяет cиe не в виде вопроса, но в значении удивления и изумления, выражая сим изумлением то, что Бог не может быть сравниваем ни с чем. Ты силен, говорит, совершить Тобою обещанное; почему я и верю, что все cиe истинно сбудется. Притом, Ты не только силен, но и истинен и облечен истиною, как одеждою, почему и истина, находясь около Тебя, никогда не отделяется от Тебя, что Давид показывает, что Бог всегда истинен. Слова //Феодорита//: Какое существо может сравниваться с Тобою, Владыко? Ты Господь и Бог сил! Ты имеешь силу сопутницею хотения Твоего; все у Тебя истинно и верно. //Дидим//: Истина есть тот, кто сказал: Я есмь истина. Ибо как один есть премудрый, не приемлющий, но рождающий премудрость; так один и истинный тот, который имеет и истину окрест себя, не участвующий в ней, но дающий ее другим: ибо при всяком изобретении Отец имеет присущим себе Сына, ибо Слово есть у Бога, и Бог было Слово, Отец есть в Сыне и Сын в Отце, и Бог будучи светом имеет в самом себе свет—Сына, как говорит Даниил: и свет есть с Ним [[old:dan:02:22|(Дан. 2,22)]]; а глагол—есть, означает всегдашность; почему и сказано: и отблеск света присносущного. Сказал, что истина окрест Его есть, а не была или будет; ибо самая премудрость и истина есть в Слове и совете Божием. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господи Боже сил, кто подобен Тебе? силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе** **Истина окрест** – полнейшая истина. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9–11 **Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн его Ты укрочаеши. Ты смирил еси, яко язвена, гордаго: мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя** Выразив выше (в [[old:ps:088:07|ст. 7]]), что равного Богу по существу Его нет, также, как и **подобного** Ему, псалмопевец здесь повторяет ту же мысль вопросом: **Господи, кто подобен Тебе** по силе и могуществу (**силен еси**), и к сему добавляет: **и истина Твоя окрест Тебе**, т.е. Ты окружен истиной, у Тебя полнейшая истина, Ты – самая Истина [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. Этими словами, по связи речи, выражена та мысль, что Бог, в обещаниях Своих, всегда могуч и непреложен, и какие бы перемены ни случились, Он вечно пребывает отвсюду неизменен: **истина предстоит пред Ним и окружает Его. Держава морская** есть то же, что сила и власть над морем, и потому изречения 10-го стиха нужно понимать так: по Своей власти Ты, Господи, управляешь морем и Ты силен мгновенно укротить волнение морское («**возмущение же волн его** (моря)** Ты укрочаеши**» – см. действия Спасителя в [[new:mf:08:26|Мф. 8:26]]; [[new:mk:04:39|Мк. 4:39)]]. Далее (в [[old:ps:088:11|ст. 11]]) выражает, что Господь Бог силою Своею смиряет гордых и расточает, унижает врагов своих, как смирил гордаго фараона, царя египетского, и потопил в море египтян, врагов избранного Богом народа еврейского. Под именем **гордаго** (по-евр. «раав» – «гордый») разумеется египетский народ и царь его. **Мышца силы Божией** – то же, что «рука», или «десница Божия».** Яко язвена**, т.е. так укротил и смирил их при изведении народа из Египта, что они не могли уже противодействовать силе Твоей, как не может смертельно раненый (**язвеный**), уязвленный. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]