[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Правда и судба уготование престола Твоего: милость и истина предыдете пред лицем Твоим** Ка­кого престола? Несомненно будущего, почему пророк и упомянул об **«основании»**. Здесь, в настоящей жизни, из наших дел наш Судия готовит себе правду и суд, предустрояя будущий суд из са­мих этих дел. **«Милость и истина идут пред лицем Твоим»**. Естественно, что милость предшествует, а истина следует за нею, потому что если бы Бог не положил наперед милости, то кто мог бы снести истину суда? Но как истина соединяется с милостью? Бог милует не всех, а тех только, кто сожалел о своих гре­хах и загладил их или покаянием или делами милосердия в отно­шении к ближнему. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Правда и судба уготование престола Твоего: милость и истина предыдете пред лицем Твоим** Умоляя Бога разсудить и Вавилонян, просят произнести правдивый приговор на последних, а им ниспослать милость и доказать истинность обетования. А потому и сказали, что престол, с котораго судит, украшен правдою и судом, и что милость и истина предшествуют Богу; потому что обетование дано прежде за много родов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Правда и судба уготование престола Твоего: милость и истина предыдете пред лицем Твоим** **Правда и судьба уготование **(готовность)** престола Твоего** //Акила// перевел: правда и суд основание престола Твоего; а //Симмах//: утверждение. Мысль в сих словах такова: праведен Ты судия, которого и престол суда утвержден на правде и суде. Итак под правдою и судом ты должен разуметь праведный суд. Ветхозаветное Писание обыкновенно употребляет и такой образ выражения, в котором существительное имя полагается вместо прилагательного, как употреблено ж несколько ниже в сих словах: милость и истина, вместо: истинная милость. Или правдою называет способность судить, а судом самый (судебный) приговор, как и милостью называет милосердие, а истиною самое исполнение Богом обещания Его. **Милость и истина предъидете, пред лицем Твоим** Сими четырьмя словами, т. е. правдою и судом и милостью и истиною, Давид выражает сии четыре действия: что Ты, Господи, естественно умеешь судить праведно и произносить приговор, миловать и осуществлять истину слов своих; почему Ты и будешь судить праведно род человеческий, находящейся под жестоким влиянием врага, и произнесешь суд против обмана мучителя диавола и идолов, и помилуешь творение свое и будешь истинен в данных Тобою мне и избранным Твоим обещаниях. Можно сказать и иначе, что милость и истина потому, как сказано, пойдут пред Богом, что никто не может стоять пред лицем Божиим, т. е. в познании Его, если не будет прежде помилован и не присоединится к истинному учению веры; ибо милость и истина предшествуют таковому. А некоторые cиe относят к будущему суду, понимая так: Ты, Господи, праведнейший судия, и на суде Твоем предшествует истине милость; поелику никто не может устоять пред истиною обличений Божиих, если не растворит ее божественною милостью. Слова //Евсевия//: Правде и суду предходят милость и истина, ибо правда требует милости для смягчения наказания: иначе ни один человек не устоит пред строгостью правды. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Правда и судьба уготование престола твоего: милость и истина предыдете пред лицем твоим** Сии слова присовокуплены для большаго подкрепления надежды. Они сильнее действуют на сердце, нежели когда предлагается на среду одна токмо Божия сила. Сего ради Пророк, приспособляяся к славе и величию царей, глаголет, что **престол**, на котором возседает Бог в величестве Своем, основан не на одной токмо силе, но и на **правде** и на суде: **милость** же **и истина** суть аки некия прислужницы Его. Аки бы сказал, что Бог, вместо порфиры, скипетра и диадимы, украшается сими наипаче свойствами, – яко есть праведен и правосуден, и купно есть милосердый Отец и верный Покровитель рабов Своих. Цари земные поелику не все в своей власти имеют, то блеск свой отинуду заимствуют. Бог же, яко существо самодовольное и никаких посторонних пособий не требующее, сияние образа Своего предлагает нам в **правде**, в благости и **истине** Своей. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Правда и судьба уготование престола Твоего: милость и истина предидете пред лицем Твоим** **Уготование**, то, что должно быть устрояемо до постановления престола, основание. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Правда и судба уготование престола Твоего: милость и истина предыдете пред лицем Твоим** **Уготование** значит «основание, утверждение». Стих сей можно разделить на две части, из коих в первой говорится о **престоле** Господнем, который утверждается на правде и суде, а во второй – о том, что **пред лицем** Господа Бога предшествуют (**предыдете** тоже двойственное число вместо множественного – «предыдут») **милость и истина**. Таким образом, псалмопевец еще раз подтверждает, что Господь Бог в особенности страшен праведным судом Своим, на котором пред строгостию правды Божией не устоит ни один человек, а так как вместе с **истиною пред лицем** Божиим предшествует **милость**, то еще есть надежда грешнику получить помилование от милосердия Божия, чрез покаяние. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]