[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 16-17 **Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся** **Блажени людие ведущии воскликновение.** Проповедав воплощение Единородного, справедливо ублажает научившихся тайне Его. Это же значить воспевать Ему победную песнь. Ибо воскликновение есть песнь над падшими врагами. Ополчился же Он за нас, и победил сопротивные силы. **Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются.** Ублажает святых Его Апостолов, потому что Его именем и Его силою творили они все, что ни сотворено ими дивного. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 16-17 **Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица твоего пойдут, и о имени твоем возрадуются весь день, и правдою твоею вознесутся** Восклицанием называется крик воинов, одержавших победу в сражении. Кто, следовательно, поразил диавола, или усовершенство­вался в добродетелях, или раскаялся в своих грехах, те знают восклицание, и получают вечное блаженство, одни – как приобрет­шие венцы, другие – как избавившиеся от наказания, потому что //"блаженны"// не только //«непорочные в пути»// [[old:ps:118:001|(Пс.118:1)]], но и //"блаженны те, чьи беззакония отпущены и чьи грехи прощены»// [[old:ps:031:01|(Пс.31:1)]]. С этим согласно и следующее далее: **«Господи! Во свете лица Твоего они пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день и правдою Твоею вознесутся»**. Всю жизнь свою они будут ходить во свете Божием, т.е. в законе: //«светильник ногам моим – закон Твой и свет путям моим»// [[old:ps:118:105|(Пс.118:105)]], и будут радоваться, о имени Его прибегая к Богу, имя Которого выше всякого имени, рабство Которому есть свобода, и дружество с Которым есть владычество над всею природою. **«И правдою Твоею вознесутся»**, – разумеются те же. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут** «**Блажени людие, ведущии воскликновение**» — усвоившие себе умную молитву, — «**Господи, во свете лица Твоего пойдут**, //и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся//» //**О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 16-17 **Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица твоего пойдут, и о имени твоем возрадуются весь день, и правдою твоею вознесутся** **«Блажени людие ведущии воскликновение».** Воскликновение, как многократно говорили мы, есть кличь одержавших победу. Поелику они, будучи побеждены, отведены были в рабство, то ублажают победивших. Предвозвещает же пророческое слово, что народ по всей земле и на море будет возносить Богу таинственное воскликновение и воспевать победную песнь. С сим смыслом речи согласны и последующия слова. **«Господи, во свете лица Твоего пойдут:» «И о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся».** С воскликновением провозгласят победу над врагами, и вознесут победную песнь Тебе Победодавцу, озаряемые Твоим пришествием, прияв от Тебя свет, непрестанно вкушая веселие, преуспевая в положенной законом правде, а чрез сие соделавшись высокими и славными. ===== Евфимий Зигабен ===== **Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут** **Блажени людие, ведущии воскликновение** Мы многократно говорили, что восклицание есть голос победы. И посему Давид здесь называет счастливыми тех, которые умеют (стройно) петь Христу победную песнь, как победителю диавола, иначе, по словам //Афанасия//, ублажает христиан. Или в другом значении ублажает тех, которые умеют восклицать против невидимых врагов—демонов, побеждая и посрамляя их своими подвигами. **Господи, во свете лица Твоего пойдут** Лице Отца есть Сын, как мы сказали в [[old:ps:004:07#evfimij_zigaben|4]]-м псалме, а свет Сына есть заповеди Его; ибо светильник, говорит, ногам моим—закон Твой, и свет стезям моим [[old:ps:118:105|(Пс. 118,105)]]. Посему он говорит, что христиане, знающие выше сказанное восклицание, иначе умеющие воспевать Христа и побеждать диавола, будут ходить в заповедях Христа—Сына Божия. Другой говорит: Во свете Духа, посылаемом чрез Сына, который есть лице Отца, будут ходить духоносцы, ибо их наставляет Дух Святый на все светлые дела. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 16-17 **Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица твоего пойдут, и о имени твоем возрадуются весь день, и правдою твоею вознесутся** Пророк продолжает здесь то же, что выше сказал о церкви: поелику одно и то же имеет намерение, то есть, чтоб произвесть в благочестивых людях благую надежду, дабы смело уповали на Бога и никаких бедствий не ужасалися, но Его единаго безбоязненно призывали. Блаженными же нарицает тех, коим дано радоватися о **Господе**: ибо хотя все смертные вообще Божиими наслаждаются щедротами, но чувствование отеческия благости не ко всем относится равномерно. Сего особеннаго преимущества удостаивает Бог одних токмо избранных, подая им так вкушать Свою благость, что они и к радости и к воскликновению воодушевляются совокупно. Радость объемлет их сердца, а воскликновение языки, так что и внешния и внутренния их чувства всегда бывают расположены к хвалению и благодарению Бога. Блаженство таковых людей доказывает Пророк из самаго опыта, говоря, что они не токмо наслаждаются Божиими благодеяниями, но и, надеяся на благоволение Его, спокойным духом препровождают все течение жизни своея. Сие бо означают оныя слова: **во свете лица Твоего пойдут**; ибо ходить **во свете лица** Божия не что иное есть, как быть удостоверену, что Бог особенно печется о спасении нашем и имеет неусыпный промысл о нас. К сему надлежат и оныя слова: **о имени Твоем возрадуются, и правдою Твоею вознесутся**. Ибо сущность оных в том состоит, что верные всегда находят в Боге, чем могут хвалиться и о чем радоваться. Употребляя оныя слова: **весь день**, без сомнения, разумеет твердое и непоколебимое пребывание в Бозе; а таким образом прикровенно укоряет безумное кичение тех, которые, будучи надменны одним токмо ветром, гордятся своими силами и рога свои подъемлют вверх. Но как таковое высокомерие не имеет твердаго основания, то скоро низлагается и падает. Откуду следует, что всякое величие и всякая сила тогда бывают тверды и незыблемы, когда утверждаются на силе единаго Бога, якоже и //Павел// хвалится, глаголя: //аще Бог по нас, кто на ны?// [[new:rim:08:31|(Рим. 8:31)]]. На сем основании утверждаяся, презирает он все как настоящия, так и будущия бедствия. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут** Счастлив тот народ, который может торжественно восхвалять такого Бога, как Царя своего, в Нем он велик и крепок. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-17 **Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица твоего пойдут, и о имени твоем возрадуются весь день, и правдою твоею вознесутся** //Блажен тот народ, который верен Тебе, так как только Ты единственная и верная его защита// Если Господь так милостив к евреям и всемогущ, то тот народ, который слушает "трубного звука" - блажен. Труба употреблялась у евреев для собрания народа к молитве. Слушаться трубы - точно исполнять Божественные предписания о благоговейном отношении к Нему и исполнении Его заповедей. //"Возноситься правдою"// Божьею - пользоваться Его покровительством и защитой, а через то и славой у всех народов за праведное хождение пред Ним. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 16–19 **Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш: яко Господне есть заступление, и Святаго Израилева Царя нашего** Стих 16 в переводе с еврейского читается так: «Блажен народ, знающий трубный зов!» «Трубный зов» установлен был, по повелению Божию, при пророке Моисее и имел то же значение, какое имеют в нашей христианской Церкви колокола. Как колокольным звоном объявляется о созыве народа на торжественные церковные богослужения, в великие праздники и во всякое другое время, так в ветхозаветной Церкви объявлялось народу, чрез трубные звуки, о наступлении праздников, о народных собраниях на общие всенародные жертвоприношения, о собрании воинских ополчений и проч. («вострубите трубами... и будет вам воспоминание пред Богом вашим» – [[old:chis:10:|Числ. 10:1–12]]). Значит, в изречениях стиха 16 псалмопевец возвещает **блаженство** тех людей, которые **радостно** встречают колокольный (**трубный**) призыв (**воскликновение**) к богослужению в храме (ср. [[old:ps:121:01|Пс. 121:1]]), а также и тех благочестивых христиан, которые имеют добрый обычай на всякий случай молитвенно призывать имя Божие; которые, например, веруя слову Христа Спасителя: «//именем Моим бесы ижденут//» [[new:mk:16:17|(Мк. 16:17)]], часто, при всяких опасных случаях, читают молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», или же произносят часто краткую молитву Иисусову, чем самым эти люди отгоняют от себя силу и прелесть невидимого врага и привлекают к себе помощь Божию. И они же, эти благочестивые христиане, говорит далее псалмопевец, **во свете лица Твоего, Господи, пойдут**, т.е. будут просвещаться Духом Святым и ходить в заповедях Христа Сына Божия (см. [[old:ps:118:032|Пс. 118:32]], [[old:ps:118:035|35]]). Произнося же часто **имя** Твое, Господи, зная, как спасительно **воскликновение** Его, они **возрадуются весь день** (с евр.: «всякий день»), потому что, если праведный человек, при всяком «воспоминании Бога, веселится» (см. [[old:ps:076:04|Пс. 76:4]]), то не гораздо ли более **возрадуется** он, когда призовет имя Твое (воскликнет)? **И правдою Твоею вознесутся**. По выражению апостола, Христос стал для нас «//правдою и освящением//» [[new:1kor:11:30|(1 Кор. 1:30)]]. Значит, Он возвысил христиан, и, удалив их от всего земного, чрез проповедь Евангелия возвел их на небо, и потому, предсказывая о будущей судьбе их, псалмопевец говорит: **правдою** Божией, т.е. Христом, Сыном Божиим, они **вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси**,– сила христиан есть Христос, как укрепляющий их, а **похвала** Христа есть Бог Отец, Которым Он столько хвалится, что везде, в каждой части Евангелия, исповедует Его Отцем Своим и Ему приписывает все Свои успехи.** Благоволение** Божие, или, что то же, благая воля Отца, есть вочеловечение Сына и все к нему относящееся. **Рог** в одних местах Писания означает силу [[new:lk:01:69|(Лк. 1:69]]; [[old:iez:29:21|Иез. 29:21)]], в других – достоинство, или славу [[old:ps:131:17|(Пс. 131:17)]]. И потому изречения стихов 18 и 19 нужно понимать так: верные рабы Твои, Господи, как чада Божии, имеют похвалу от Тебя, чрез Единородного Сына Твоего, «//к Которому Ты благоволишь//» [[new:mk:01:11|(Мк. 1:11)]], а чрез Него и ко всем верующим в Него. И какая же может быть большая для них **похвала**, как не благоволение и благость Единородного Сына Божия, со Отцем и Духом Святым? А где есть благоволение, там и **заступление Господне и Святого Израилева Царя нашего**, Который так же называется и в [[old:ps:077:41|Пс. 77:41]], и Который есть един всесильный Заступник не только Израиля, но и всего мира христианского. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]