[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:18 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш** **И во благоволении Твоем вознесется рог наш.** **Рогом** именует славу. Поэтому, как бы обращаясь к Отцу, говорить: поскольку благоволил Ты послать Единородного, то восставлена этим слава наша, потому что стали прославлены мы, воскреснув со Христом ([[new:kol:03:01|Кол. 3,1]]) и с Ним воцарившись. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш** Тогда как иудеи хвалятся Мои­сеем и гордятся Авраамом, как его потомки, а эллины уповают на дерево и камни, и тщеславятся диавольскою мудростью, для нас является силою Христос, а похвалою – Отец нашей силы, и рог наш возвышается благоволением Отца, почему он и не сокрушится, так как кто может уничтожить славу Божию? Каким же образом он возвышается? благоволением, говорит, Отца, Которым мы при­званы в усыновление Ему, как это утверждает Павел в послании к Ефессянам, говоря об Отце, что Он //«предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей»// [[new:ef:01:05|(Ефес.1:5)]]. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш** **«Яко похвала силы их Ты еси».** Твоею возвеличатся силою; потому что от Тебя прияли оную. **«И в правде Твоей вознесется рог наш».** Но и мы имеем сию надежду, и ожидаем Твоей помощи; потому что при ней соделаемся победителями врагов. А //«рогом»// Пророк назвал крепость и державу, заимствуя образ речи от животных рогатых, которыя вооружены рогами, и ими защищаются от нападающих. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш** **Яко похвала силы их Ты ecи** Сила христиан есть Христос, как укрепляющий их; а похвала Христа есть Отец, которым Он столько хвалится, что везде в каждой части Евангелия исповедует Его Отцем своим, и Ему приписывает все свои успехи. **И во благоволении Твоем вознесется рог наш** Благоволение Отца, т. е. благая воля Его есть вочеловечение Сына и все относящееся к оному. О роге мы сказали в [[old:ps:074:05#evfimij_zigaben|74]]-м псалме, что иногда принимается за силу, а иногда за похвалу и славу. Давид к христианам причисляет здесь, как и в других местах, и самого себя; потому что от его семени имел произойти Христос, и что посему чрез Христа и он имел сродниться с христианами: так как христиане суть дети Христовы, а Христос—Сын Давида по плоти. Или это сказано от лица христиан. Слова //Феодорита//: Рогом называет славу. Итак он говорит Отцу: поелику Ты благоволил послать Единородного, то посему слава наша вознеслась, ибо мы прославились, восставши со Христом—(в изд. своде). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш** Сими словами подтверждает ту же мысль, показывая, яко Бог верных и благочестивых людей никогда не лишает **силы** Своея. Ибо нарицая Бога **похвалою силы их**, означает, что они так подкрепляемы бывают помощию Бога, что праведно хвалятся о Нем. Но между тем напоминает им и о должности их, заставляя, дабы хвалили и благодарили Бога за то, что пребывают здравы и невредимы. А дабы лучше прославить сие благодеяние Божие, научает, что оно происходит от единаго **благоволения** Божия, а не от каких-либо заслуг их. Откуду следует, что они совершенно обязаны Богу, Который по единому токмо милостивому **благоволению** Своему являет им помощь. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш** **Похвала силы** – могущественное, сильное украшение Израиля; отличие его от всех народов состоит в том, что Бог есть Царь его, в этом его сила (**рог**) и победа (**вознесется**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш: яко Господне есть заступление, и святаго Израилева Царя нашего** //"Благоволением Твоим возвышается рог наш"//, //"от Господа - щит наш"// - выражения синонимические. Могущество (//"рог"//) еврейского народа, его защита (//"щит"//) не в военной силе, не в отваге войск и опытности полководцев, но в благоволении к нему Господа. //"Святый Израилев"// - Господь. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко похвала силы их ты еси, и во благоволении твоем вознесется рог наш** См. Толкование на [[old:ps:088:16#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 88:16]] [<10>]