[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:25 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **и истина моя и милость моя с ним, и о имени моем вознесется рог его** **И истина Моя и милость Моя с Ним.** //Истиною// называет служение духом и истиною, какое ввел у нас Христос, по сказанному жене самарянской: //Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися// ([[new:in:04:24|Ин. 4,24]]). И //милость// сотворил с нами Бог не чрез иного кого, но чрез единородного Сына Своего. Ибо мы Им единым и научены кланяться духом и истиною, и помилованы, после того как истреблена смерть и устранено тление. **И о имени Моем вознесется рог Его.** Ибо именами, всего более приличествующими Отцу, прославляется и сам Сын. Например: Отец есть истинный Бог, а равно и Сын; потому что Он есть Истина и Жизнь. Отец и есть, и именуется так, по естеству: то же и Сын. Ибо Сам говорить: //Аз есмь воскрешение и живот// ([[new:in:11:25|Ин. 11,25]]). Это сказал Он Отцу Своему: //Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя// ([[new:in:17:10|Ин. 17,10]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и истина моя и милость моя с ним, и о имени моем вознесется рог его** Отовсюду он ограждает верующего, желая, чтобы последний знал, как он полу­чил спасение, чем возвысился рог его, как он стал сильнее врагов. Все это дано нам именно чрез Христа, который есть ми­лость и истина Божия, а равно и имя Отца, и в Нем, как Сыне, все познается. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и истина моя и милость моя с ним, и о имени моем вознесется рог его** См. Толкование на [[old:ps:088:24#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 88:24]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И истина моя и милость моя с ним, и о имени моем вознесется рог его** С Давидом, говорит, будет, как мы сказали выше, истинная моя милость, или истина обетований Божиих, и милость, состоящая в помощи от Него. Рогом Давида, по словам //Диодора//, называется Христос, иначе—похвалою и славою: потому что как рог вырастает на голова рогатых животных и служит им крепостию и украшением, так и Давид, как царь, был глава иудеев, ибо правителей мы называем главами, а от сей главы Давидовой произшел, на подобие рога, Христос, который доставил Давиду честь и славу, подобно тому, как и рог составляет величание и славу рогатых животных. И не только по сим причинам Христос называется рогом, но и потому, что Он по божеству выше всех, так как и роги у рогатых животных находятся выше всех членов их. Итак Бог и Отец говорит, что рог Давидов, т. е. Христос, вознесется и именем моим, т. е. тем, что будет называться Богом. Согласно с сими словами говорит и в Евангелии отец Предтечи, 3axapия: и воздвиг рог спасения нам в дому Давида отрока своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков своих [[new:lk:01:79|(Лук. 1,79]]), где указывает на тело пророков, которых Давид назвал выше сынами Божиими. А домом Захария назвал род Давида. В высшем значении, по словам божественного //Кирилла//, истиною называет духовное и истинное, внушаемое нам Христом, богослужение и поклонение, которое и сам Бог Отец принимает вместе с Сыном. Ибо истина Отца есть во Христе и со Христом, т. е. сила истинного богослужения с Ним также и милость, т. е. прощение чрез веру. Слова //Кирилла//: Боговдохновенное Писание рогом, когда приписывает его грешникам, обыкновенно называет гордость, а в отношении к праведным—славу. Итак, именами, весьма приличными Отцу, прославляется и сам Сын; почему Он и говорил Отцу своему: все мое Твое и Твое мое. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 25-26 **и истина моя и милость моя с ним, и о имени моем вознесется рог его: и положу на мори руку его, и на реках десницу его** Сими словами обещает Бог, что **милость Его**, которую в начале явил Он //Давиду//, будет безпрерывно продолжаться к нему. Сие же обещает того ради, дабы показать, что Он всегда есть истинен, и что обещал, то исполняет верно. И мы видим, что Бог не токмо в начале оказал //Давиду// премногие опыты Своея **милости**, но и продолжил ту же **милость** навсегда. Рог Давидов берется здесь, как часто и на других местах, за славу, за достоинство и за силу; чем означается, что царство Давидово, по **милости** Божией, всегда будет благополучно, твердо и славно. За сим вскоре присовокупляется распространение царства; ибо как народ беззакониями своими преградил путь благословению Божию, то царство Израилево сделалось теснее, нежели как обещание гласило. Ныне же глаголет Бог, что при //Давиде// паки распространится так, что народ Израильский возобладает морями и реками. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 25–26 **И истина Моя и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог его: и положу на мори руку его, и на реках десницу его** Та **милость** Божия и та **истина**, о которых псалмист сказал выше [[old:ps:088:15|(ст. 15)]], что они предшествуют пред Богом, так сказать, всегда Ему присущи, сродни Его Божеству, здесь говорит, что эти свойства Божественные всегда будут **с ним**, т.е. с Давидом, будут предоставлены ему и **о имени Моем**, или, что то же, **имене Моего ради вознесется рог его**. Этот образ выражения взят от животных, на голове которых вырастает рог (иногда – два рога) и служит им крепостию и украшением. И Давид, как царь и глава иудеев, имел потомком по плоти Христа Сына Божия, чрез Которого (**именем** Которого, в евр. переводе: «Моим именем») Господь Бог и возвысил Давида (**вознес рог его**), о чем и Захария священник, при рождении сына своего Иоанна, по сказанию Святого Евангелия, пророчествовал так: «//Благословен Господь Бог Израилев яко воздвиже рог спасения нам, в дому Давида отрока Своего//» [[new:lk:01:68|(Лк. 1:68–69)]]. Соответственно сему, и Святая Православная Церковь, в своих богослужебных песнопениях, воспевает: «Благословен Господь Бог Израилев, воздвигнувый рог спасения нам, в дому Давидове отрока Своего: в них же посети нас восток с высоты» (Октоих. Глас 8-й. Вторник. Утро. Канон, песнь 9, ирмос), и в другом песнопении: «Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы раждается, грядет же ко крещению». **И положу на мори руку его**, т.е. дам ему власть над морем; и **на реках десницу его**, т.е. владения его будут простираться на реки (Канон праздника Богоявления. Песнь 3, ирмос). Так и по истории известно, что владения Давида царя, постепенно расширяясь, простирались до берегов Средиземного моря и на реки Евфрата, с его притоками и каналами, пограничными с его царством. Всего же более изречения [[old:ps:088:26|26-го]] стиха: **и положу на мори руку его** и проч., – как пророческие, относятся к лицу Иисуса Христа, Который как Царь неба и земли, и всего мира, имеет власть и державу над реками и морями. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]