[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:26 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **и положу на мори руку его, и на реках десницу его** **И положу на мори руку Его.** //Морем,// как сказали мы выше, означает западную страну, а под //реками// разумеет страну между рек или восток. Поэтому говорит, что дело Его прострется на целую вселенную. **И на реках десницу Его.** На море полагается рука Христова, а на реках десница Его. Впрочем, если захочет, море сделается рекою, а также и река, если соблюдет реку текущую из чрева ее, сделается морем живой воды. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и положу на мори руку его, и на реках десницу его** **Морем** называется здесь крещение, – потому что о диаволе говорится: //«пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его – в море восточное»// [[old:iol:02:20|(Иоил.2:20)]], – а **ре­ками** – дары Духа, как говорит Христос: //«кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой»// [[new:in:07:38|(Ин.7:38)]], причем Евангелист, желая пояснить сказанное, присовокупил: //«сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него»// [[new:in:07:39|(Ин.7:39)]]. Итак, вот где наша рука и десница; отсюда приобретаем мы силу. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И положу на мори руку его, и на реках десницу его** Дам ему владычество на море и на суше; ибо словом: //«реки»// Пророк означил сушу. ===== Евфимий Зигабен ===== **И положу на мори руку Его, и на реках десницу Его** Именем моря выразил острова, как находящееся на море; именем рек выразил сушу, ибо находятся на суше. Далее рукою и десницею назвал власть и господство. Где же Давид представляется обладавшим над всем? Нигде — ни в какой части писания. Христос однако ж овладел и целым морем и всею землею, как сказано в 71-м псалме и будет обладать от моря и от рек до концев вселенной. Посему под рукою и десницею ты не должен разуметь Давидову, но принадлежащую рогу Давида, т. е. Владыке Христу. Слова //Евсевия//: В высшем смысле можешь сказать, что десница Его полагается на реках, потому что все, имеющие стать по правую сторону Его, очищаются чрез баню возрождения и удостаиваются влияния Св. Духа. Далее реками Его названы и народы, согласно с сими словами: реки восплещут рукою. А другая рука, отличная от десницы, то есть, рука, или сила наказывающая, положена на море и на горько-соленых волнах жизни, где пребывает и дракон, и она наказывает врагов и смиряет находящихся там драконов. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **и положу на мори руку его, и на реках десницу его** См. Толкование на [[old:ps:088:25#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 88:25]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **и положу на мори руку его, и на реках десницу его** **Положить руку** на что – овладеть, показать власть; **море** – Средиземное море; **реки** – Евфрат с его каналами; т.е. делаю, что власть его простирается до моря, как границы его царства. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и положу на мори руку его, и на реках десницу его** //"Море"// - Средиземное, находившееся на западе, //"реки"// - Тигр и Евфрат, на восток от Палестины. Две части света берутся здесь для обозначения всего мира, т. е. Давиду предсказывается распространение его владычества по всей Вселенной. Так как вечность завета Бога с Давидом касается "семени" от него, то последнему, т. е. семени принадлежит такая всесветная власть. Под этим семенем разумеется Мессия. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **и положу на мори руку его, и на реках десницу его** См. Толкование на [[old:ps:088:25#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 88:25]] [<10>]