[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:29 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **в век сохраню ему милость мою, и завет мой верен ему** **В век сохраню Ему милость Мою и завет Мой;** — Ему, т. е. людям чрез Него уверовавшим. //Милостию// же называет отпущение грехов по вере; а //завет,// разумеет новый, который именует верным, т. е. надежным, твердым и пребывающим; потому что завет первый прекратился по немощи своей и бесполезности, так как Закон ничего не привел в совершенство. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **в век сохраню ему милость мою, и завет мой верен ему** Эти слова не могут служить к похвале иудеев, а только – язычников, потому что только в отношении к последним Бог сохраняет милость во веки, поскольку таинство наше пребудет непоколебимо до кончины мира. Равным образом мы же имеем и верный завет с Богом, потому что приступаем к нему верою и жертвуем за него кровью, как об этом свидетельствуют подвиги мучеников. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 29-30 **В век сохраню ему милость Мою, и завет Мой верен ему: И положу в век века семя его, и престол его яко дние неба** Посему, пусть покажут Иудеи, что и до сего дня продолжается престол Давидов, который Бог обетовал сохранить во век; пусть покажут семя его, украшаемое царскою властию. Если же ни того, ни другаго не в состоянии будут показать, при всем крайнем своем безстыдстве; то остается одно из двух, или обетование Божие назвать ложным, или, признав обетование истинным, допустить свидетельство самых дел; потому что Сущий от Давида по плоти Христос //«седе одесную престола величествия на высоких: толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя. Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя»// ([[new:evr:01:03|Евр.1:3–5]]). О нем блаженный Давид сказал: //«седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих»// ([[old:ps:109:01|Пс.109:1]]). Посему во Владыке Христе семя Давидово пребывает во век и престол его продолжается. Так пророчествовал и блаженный Исаия; ибо сказав: //«Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство на раме Его: и нарицается имя Его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века»//, чрез несколько слов присовокупил: //«на престоле Давидове и на царстве его исправити е от ныне и до века»// ([[old:is:09:06|Ис.9:6–7]]). Так пророческое слово, предвозвестив сие о Владыке Христе; выражается о бывших до пришествия Его царях. ===== Евфимий Зигабен ===== **В век сохраню Ему милость мою; и завет мой верен Ему** Для Христа, говорит, буду хранить милость мою, поколику она нужна и по человечеству, или не нужна для Него, но для рожденных от Него по духу, иначе для христиан, о которых и молится Отцу, сделавшись посредником между Богом и человеками. Наконец называет верным заветом данное Давиду верное обещание, которое имело исполниться на Христе; так как сказано выше, что до века уготоваю семя Твое. Слова //Кирилла//: Первый завет кончился по причини бессилия и бесполезности его; поколику закон ничего, не совершил, как имевший одни тени и образы и одно только начертание истины: а введена для нас лучшая надежда, чрез которую мы приближаемся к Богу. То же говорит и //Афанасий//, с таковым только прибавлением, что для сего, уверовавшего чрез Христа, народа я сохраню милость, то есть прощение грехов чрез веру. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 29-30 **в век сохраню ему милость мою, и завет мой верен ему: и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба** Здесь паки повторяет Бог, что царство Давидово стоять будет непоколебимо даже до скончания мира. Полагая в первом месте **милость**, а потом присовокупляя **завет**, означает причину **завета**, аки бы единым словом сказал, что он есть благодатный и что не токмо основан на **милости**, но и всегда стоит на ней. Ибо сущность слов клонится к тому, что Бог всегда пребудет милостив к //Давиду//, дабы **завет** никогда не терял своей силы. Откуду следует, что твердость его в едином благоволении Бога состоит. В следующем стихе изображает Бог продолжение **милости** Своея, глаголя, что не токмо сам //Давид//, но и **семя его**, то есть потомство Давидово всегда пребудет на царском **престоле**. Ибо как под солнцем нет ничего долговременнаго: сего ради Пророк чрез **дние неба** вечное продолжение разумеет. Откуду следует, что событие пророчества сего не может состояться, доколе не дойдем до Христа, в Котором едином сия обрящется вечность. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 29-30 **в век сохраню ему милость Мою, и завет Мой верен ему: и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба** Это благодатное отношение Бога к Давиду должно, согласно обетованию, продолжаться вечно, следовательно, переходить к потомкам Давида, престол его будет существовать вечно. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **в век сохраню ему милость Мою, и завет Мой верен ему** См. Толкование на [[old:ps:088:27#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 88:27]] [<10>]