[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:50 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Где суть милости Твоя древния Господи, ими же клялся еси Давиду во истине Твоей** **Где суть милости Твоя древния, Господи?** Древними милостями Божиими называет оное прежде сложения мира предопределенное восстановление в неистление. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Где суть милости Твоя древния Господи, ими же клялся еси Давиду во истине Твоей** Т.е. истины Твоей, – разумеется, – Христа, Который есть истина. В чем клялся Бог Давиду, это поведал в другом псалме сам Давид: //«клялся Господь Давиду... истиною и не отречется от нее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем»// [[old:ps:131:11|(Пс.131:11)]]. Итак, пророк просит об исполнении обетования, указывая на пришествие Христа, которое служит основанием всякой милости и любви к нам Бога. Милости эти древние, потому что тайна их предусмотрена была Богом от вечности, почему Павел и говорит: //«тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его»// [[new:kol:01:26|(Кол.1:26)]], а Исаия называет ее советом древним истинным [[old:is:25:01|(Ис.25:1)]]. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Где суть милости Твоя древния Господи, ими же клялся еси Давиду во истине Твоей** Пророк кстати везде приводит свидетельство об истине, побуждая Обетовавшаго к подтверждению обетований; и начинает речь словом о милости, о милости же упоминает опять и в конце, потому что в ней особенно была нужда. ===== Евфимий Зигабен ===== **Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся ecи Давиду во истине Твоей** Милостями здесь называет народ иудeйcкий те обещания, которые дал Бог о семени и о царстве Давида. Ибо Бог, по милосердно своему к людям, дал сии обещания, которые называют первоначальными и древними в отношении к тому народу, о котором просят; так как праотец их Давид был древнее его многими летами. Или, по словам //Афанасия// и //Кирилла//, называет оных древними милостями потому, что они предопределены Богом прежде веков. Так говорит Павел: в нем состоит общение (домостроительство) тайны сокровенной от вечности в Боге [[new:ef:03:09|(Еф. 3,9)]]. И Исаия называет оные советом древним, истинным [[old:is:26:01|(Ис. 26,1)]]. Сказал: поклялся, вместо: пообещал с уверенностию, а: ради истины Твоей, вместо: потому что Ты истинен. Слова //Афанасия//: Древние милости Божии суть, говорит, прежде создания миpa определенное воссоздание в нетление. //Диодор//: Выше сказал, что милости Твои пребывают во век, и никакое oбещaниe Твое не останется без исполнения. Но я желаю узнать то из них, которое сокрыто от меня и когда оно исполнится. Итак, поелику предсказание о печальном сбылось, то надлежит и лучшему прийти в исполнение, т. е. вечному Семени и престолу Давидову. Сего-то в древности ожидали пророки, а мы видим это ныне на самом деле в том, что последовало с Господом Иисусом Христом. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Где суть милости твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине твоей** Пророк ободряет сердца верных Израильтян воспоминанием Божиих благодеяний, удостоверяя, что Бог не может не быть Сам Себе подобен, и потому не может забыть тех милостей, которыя оказал Он древле отцам их. Правда, сие сравнение могло бы больше ослабить, нежели ободрить сердца благочестивых, видящих на опыте, что Бог с ними не так милосердно поступает, как с отцами их, ежели бы Пророк не представил им другаго утешения, подразумеваемаго здесь, то есть, что Бог никогда не изменяется, и в подвиге милостей Своих не утруждается. Во втором члене показывает, Что Бог верность слова Своего ясными опытами доказал, и потому как обетования, данныя Давиду, так и многоразличныя события оных представляет пред очи верных. К сему присовокупляет слово во истине, дабы верные благонадежнее взирали на то, что древле соделал Бог отцам их: понеже в равных находятся обстоятельствах, и что Бог, Который никогда не лжет и всегда истинен есть, клялся во все времена и веки милостивым быть к потомкам Давидовым. //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 50–53 **Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей? Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык: имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению Христа Твоего. Благословен Господь во век: буди, буди** Здесь псалмопевец еще раз молитвенно взывает к Богу, воспоминая **о милостях**, как уже дарованных Давиду, так и обещанных потомкам его, а также и **о клятве**, с которою Господь Бог удостоверял **в истине** Своих обещаний и тем самым ободряет сердца верующих к надежде на Бога. А далее представляет другое обстоятельство, которое могло способствовать к умилостивлению Бога, именно умоляет о том, чтобы Господь Бог обратил внимание на то **поношение**, какое рабы Божии, иудеи, принуждены теперь терпеть от нечестивого народа в плену вавилонском, равно как и от других народов. **Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах** (с евр. «которое я ношу») **в недре моем многих язык**. **Поношение** – то же, что «бесчестие», или «поругание», которому нечестивые народы подвергли потомков Давида, я ношу в сердце своем (то же, что **в недре моем**), потому что и скорби (**поношения**), как и радости, мы скрываем и носим в сердце. И **поношения** эти были не от одного, а от многих народов (**многих язык**). Слово **поносиша** псалмопевцем употреблено в последнем [[old:ps:088:52|52-м]] стихе двукратно, и в первом случае он как бы желает показать, что **поношения**, обращенные на рабов Божиих, идут от врагов Божиих (**имже поносиша врази Твои, Господи**), а во втором показывает, что эти враги порицают **изменение Христа Твоего**, т.е. помазанника Божия. Под **изменением** многие из толковников сего псалма разумеют перемену в судьбе потомков Давида, именно, вместо прежней славы и величия наступившие бедствия народа и, в частности, последних царей его, заменивших на престоле Давида, именно – Иехонию и Седекию, которые царствовали вместо (в замене, **изменение**) Давида и подверглись рабству и тяжкому **поношению**. В заключение псалмопевец научает нас в скорбях и постигающих нас бедствиях не роптать, не выражать громко своего неудовольствия, но просить Господа Бога о милости, напоминая о благости Его. Он говорит как бы так: что бы ни случилось с нами, каким бы скорбям и поношениям мы ни подверглись, всегда должны хвалить и прославлять имя Божие, – **Благословен Господь во век: буди, буди**! (в еврейском: «Аминь, аминь»). Истинная вера и благочестие и в наше время подвергаются нападкам и поношению со стороны нечестивых и завистливых врагов нашего Отечества и Церкви. Позор и несчастие нашего Отечества в последние дни усиливаются еще от того, что разным проходимцам и крамольникам стали подражать в делах низких и бесчестных и православные сыны России, носившие имя благонамеренных граждан и, по-видимому, добрых христиан. Дух неверия и развращения постепенно проникает в массы народные. Злонамеренная и развращающая пресса, поставив своею задачей подстрекать и науськивать читающую публику на Церковь, ее чад и последователей, старается развить и усилить в последних подозрение к представителям Церкви и подорвать доверие к ним. Из городов это неверие переходит и в села, так что теперь и в деревнях наших можно наслушаться речей против веры. Естественное следствие неверия есть дух легкомыслия и нечестия, который состоит в том, что он не щадит ничего святого и божественного, но все смешивает с грязью. Предметами острот и насмешек для нечестивцев являются то Божественное лицо Самого Иисуса Христа, то – Святая личность Божией Матери, то – Церковь с ее священниками, то – святые таинства и молитва. Все это вышучивается и высмеивается, над всем этим слышатся самые глупые остроты и грубые издевательства. Здесь не видно уже никакой веры. А где нет веры, там не может уже быть и никакой нравственности. Этим и объясняется умножение преступлений против нравственности в наши дни. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]