[<10>] ====== Толкования на Пс. 88:52 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **имже поносиша врази твои, Господи, имже поносиша изменению христа твоего** См. Толкование на [[old:ps:088:51#svt_afanasij_velikij|Пс. 88:51]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **имже поносиша врази твои, Господи, имже поносиша изменению христа твоего** Видишь, что порицатели по­носили пророков из-за Христа? И порицали не только язычники, но и иудеи. Поэтому Павел хорошо сказал: //«все согрешили и лишены славы Божией»// [[new:rim:03:23|(Римл.3:23)]]. Выше псалмопевец сказал, что терпели поношения от многих язычников пророки, которых он называет и рабами; здесь же говорит, что замена Христа, т.е. Церковь (потому что Он приобрел ее взамен синагоги иудейской), под­вергается поношениям со стороны врагов Божиих – иудеев, о кото­рых тот же Давид говорил: //"враги Господни солгали ему, и будут бедствия их во век, а Он питал... их тучною пшеницею, и насыщал... их медом из камня»// [[old:ps:080:16|(Пс.80:16–17)]]. За что же они поносят Церковь? За то, что она ожи­дала Христа, чтобы обручиться с Ним чрез веру, как об этом говорит Осия. //«И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа»// [[old:os:02:20|(Ос.2:20)]], говорил Он, называя Церковь неведущею Бога, так как она не получила ни закона, ни пророков, и пока не явился Христос, про­поведь веры не имела места. **//Беседа на псалом 88.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Имже поносиша врази Твои Господи, имже поносиша изменению Христа Твоего** //Симмах// и //Феодотион// перевели так: поносили следы Христа Твоего. А следами Христа назвал царей того времени, при которых было слово о царстве Христовом. Семьдесят же назвали их //«изменением»//; потому что соделались предками Его по плоти, и как бы в некоей тме правили царством. Посему, ради Христа Твоего, Котораго они – следы и изменение, прекрати, Владыка, поругания наши. ===== Евфимий Зигабен ===== **Имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению **(заменившему)** христа **(помазанника)** Твоего** И здесь можно подразумевать общий глагол: вспомни. Помазанником Божиим называет царя Давида, как мы заметили выше на слова: отложил помазанника Твоего; заменом (заменившим) Давида называет Иехонию и Седекию, которые царствовали вместо (в замен) Давида; и были поносимы по причине рабства, которому подверглись; а удвоение глагола: причиняли поношение, выражает душевные страдания и печаль. По словам //Кирилла//: Замен Христа есть смерть и кровь Его, т. е. цена искупления, данная за спасение миpa. Ибо Он дал тало в (замен) тела, и душу в замен души и все существо в замен целого человека. И //Афанасия//: Сей замен Христов есть тот, который поносили враги жизни иyдеи при кресте, проходя мимо и покивая главами своими. Они поносили Его, думая, что Им овладела смерть. По мнению других замен Христа есть церковь, т. е. верующие во Христа христиане; ибо в замен иудейского сборища Отец дал Сыну церковь из язычников. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **имже поносиша врази твои, Господи, имже поносиша изменению христа твоего** Сими словами изображает, что нечестивые не сынов уже Божиих поносными словами уязвляют, но Самого Бога прободают; и потому просит, дабы защитил честь Свою, не токмо потому, что в лице Его страждет церковь, но и потому, что все хулы, коими оскорбляется простота веры, восходят на Него Самого, якоже Сам у Исаии глаголет: //кому поругася враг твой девице, дщи Сионя? и на кого покива главою, дщи Иерусалимля// [[old:is:37:22|(Ис. 37:22)]]? По сей причине всех нечестивых нарицает врагами Божиими, яко таких, кои вражески гоня церковь, гонят Самого Бога, под покровительством Котораго она находится. Что касается до втораго члена, где в Еврейском тексте изображено: //поносиша следам Христа Твоего//, то следы Христовы положил вместо пришествия, как и у Пророка Исаии сказано: //коль красны ноги благовествующих мир// [[old:is:52:07|(Ис. 52:7)]]! Ибо как Иудеи в надежде будущаго пришествия Мессии терпеливно все бедствия сносили, то нечестивые обращали в смех терпение их, так как бы свидетельство Пророков о пришествии Христовом было не что иное, как одна токмо баснь. //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению христа Твоего** Под **изменением** нужно разуметь здесь несчастия дома Давидова, которые враги могли насмешливо объяснять, как изменением обетованного Богом Давиду благословения, говоря, что Бог обманул Своего помазанника (царей из дома Давидова), вместо ожидаемого благополучия подставил им бедствия. Ст. 53 составляет заключение третьей книги псалмов. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению христа Твоего** См. Толкование на [[old:ps:088:50#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 88:50]] [<10>]