[<10>] ====== Толкования на Пс. 89:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Молитва Моисея человека Божия** //Содержание:// Говорят, что Моисей, написав эту молитву, передал ее для хранения в тайне, чтобы люди последующих времен знали, как должно приносить им исповедание, когда впадут в напасти, какие постигнут их на последок времен, после непокорности их Господу и по совершении убийства. Но чтобы со временем молитва эта не предана была забвению, включили ее в число псалмов, и весьма кстати поместили после восемьдесят восьмого псалма, который изображает страдание Господне. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Молитва Моисея человека Божия** Ибо таков уже этот человек, что не сам назидается законом, но для других делается истолкователем закона... «**Молитва Моисея человека Божия**», а именно, что приступит к Богу с молитвою можно не иначе, как разве кто, отрешась от сего мера, соделается человеком единого Бога. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Молитва Моисея человека Божия** Прекрасное наименование дал Дух Св. Моисею. Так как мы разделились, – одни, предавшись греху, стали принадлежать врагу, другие, сохраняя неповрежденно образ Творца, – Создателю, то Мои­сея Дух Св. назвал **человеком Божиим**, дабы ты знал, что этот праведник принадлежит Богу в особенности. Но почему Давид приписал этот псалом Моисею, когда писателем его является не он? Равным образом почему псалмопевец не надписал и этого псалма подобно песням (псалмов)? Вероятная и достаточная при­чина этого заключается в следующем. В первых строках псалмо­певец упомянул о Творце мира, желая дать подходящее начало четвертой книге псалмов; а так как повествование о бытии мира принадлежит по преимуществу Моисею, то ему псалмопевец и при­своил это произведение своей цитры. **//Беседа на псалом 89.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Молитва Моисеа человека Божия** Некоторые писатели утверждали, что молитва сия составлена великим Моисеем; а другие говорили, что писатель ея блаженный – Давид, и он написал ее применительно к божественному Моисею. Впрочем псалом сей содержит в себе двоякое пророчество; потому что не одни бедствия Иудеев предвозвещает, но вместе показывает тленность и смертность всего человеческаго рода; а притом Иудеям и всем человекам предрекает перемену на лучшее. ===== Евфимий Зигабен ===== **Молитва Моисея человека Божия** И о сей надписи мы сказали в 5-й главе предисловия книги псалмов, т. е. что это псалом Давидов, но прилагается, по словам //Феодорита//, к Моисею. Cей псалом учит, как должно молиться Богу во время скорбей. //Афанасий// и //Евсевий// говорят, что Моисей написал и предал сию молитву в тайне, чтобы люди по временам могли знать (изучаться), как должны исповедываться, подвергаясь таким бедствиям, какие приключились им Иудеям в последние времена по (гнусном) убиении Господа и упорства их. //Феодорит// изъясняет, что этот псалом -пророчествует о бедствиях иудеев в плену и дает понятие о тленности и краткости человеческой природы и об изменении иудеев и человеческой природы в лучшее. Слова //Нисского//: "Молитва Моисею—человеку Божию". Ибо как человечество содержалось в узах гpеxa и, отторгшись от единения с благом (Богом), оскверняло (противными) страстями и имело нужду в ходатайстве к Могущему воззвать его из погибели: то человек Божий делается ходатаем, защищающим падших единоплеменников и преклоняющим Бога к состраданию к погибшим. Ибо тотчас как бы оправдывается пред слышащим Богом и говорит, что только одному Богу свойственно быть постоянным и неподвижным и всегда одинаковым во благе, а подлежащему превратности и изменению человечеству никак не возможно пребывать в одном и том же положении, ни тогда, когда оно восходит к Богу, ни тогда когда оно отпадает от единения с Богом (лучшим). Почему и просит, чтобы непреложный (Бог) во всякое время был заблуждающему прибежищем ко спасению. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Молитва Моисеа человека Божия** //Содержание//: Сей псалом разделяется на три части, из коих в первой разсуждает Моисей о вечности Бога, во второй описывает краткость и бедность человеческия жизни, в третией прибегает к помощи и милосердию Бога. //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Молитва Моисеа человека Божия** По указанию надписания псалом этот написан Моисеем; за написание его этим **человеком Божиим** говорят и внутренние основания. Моисей мог написать его к концу странствования в пустыне, после того как гнев Божий поразил уже большую часть противников Его и нарушителей Божественной воли. Можно поэтому считать этот псалом молитвою, которую Моисей вложил в уста народу, об отвращении Божественного наказания. Нельзя с точностию определить, произошла ли эта надпись от самого Моисея (он без самопревозношения мог назвать себя **человеком Божиим**, как в других случаях назвал себя «рабом Божиим»), или же впоследствии на основании достоверного предания. Многие из древних толковников приписывали этот псалом Давиду, который написал его в духе Моисея. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Молитва Моисеа человека Божия** Этот псалом принадлежит Моисею, известному вождю и законодателю еврейского народа, как видно из присоединения к этому имени эпитета //"человека Божия"//, преимущественно еще с глубокой древности усвоенного именно Моисею (см. [[old:vtor:33:01|Втор XXXIII:1]]; [[old:nav:14:06|Нав XIV:6]]; [[old:dan:09:11|Дан IX:11]] и др.). В этом псалме Моисей, исповедуя сначала необыкновенное величие Божие, изображает далее ничтожество и греховность человека пред Ним, говорит о заслуженных бедствиях, пережитых евреями и молит Бога быть к ним милостивым. Из содержания псалма можно заключить, что написан он при конце жизни Моисея, после сорокалетнего странствования, пред вступлением евреев в Палестину, когда они уже понесли наказание от Бога за свое неверие к Нему. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Молитва Моисеа человека Божия** Наименованием **человека Божия**, какое придается здесь имени **Моисея**, ясно показывается, что писателем псалма сего следует признавать великого законодателя и вождя еврейского народа пророка Моисея, по преимуществу отличаемого в книгах Священного Писания таким почетным наименованием ([[old:vtor:33:01|Втор. 33:1]]; [[old:nav:14:06|Нав. 14:6]]; [[old:1par:23:start|1 Пар. 23]] и др.). Написан сей псалом, вероятно, под конец 40-летнего странствования в пустыне, когда в силу Божественного осуждения [[old:chis:14:26|(Числ. 14:26–33)]] большая часть преступного народа, вышедшего из Египта, уже вымерла, причем весьма многие умирали, едва достигая 70–80 лет своей жизни [[old:ps:089:09|(ст. 9–10)]]. **Моисей, человек Божий**, является здесь молитвенником, или ходатаем, пред Богом за своих единоплеменников, прогневавших Бога неблагодарностью. Одному только Богу, как вечному, свойственно быть постоянным и неизменным во благе; человек же, существо бренное, по греховности и превратности воли не способен пребывать неизменно в добром настроении. Посему Моисей и молится, чтобы Бог во всякое время был для грешного народа прибежищем ко спасению. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]