[<10>] ====== Толкования на Пс. 90:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 5-6 **Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы, летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго** **От стрелы летящия во дни**. Стрелою наименовал теперь какую-то нечистую силу. **От сряща и беса полуденного**. Бесом полуденным называет духа лености (ἀκηδίας). //**Толкование на псалмы.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни** **Страх ночной** – страх плотских страстей, так как он особенно нападает во тьме; стрела, летящая днем – ко­рыстолюбие, потому что это время благоприятно корыстолюбцам для летания, т.е. для их деятельности. То и другое понимай также и как указание на нападение демонов; последние обыкновенно устра­шают нас ночью, – потому что тьма помогает им наводить страх, – а днем летают, – потому что они воздушны, – не оставаясь в без­действии, а поражая стрелами неосторожных и лишенных оружия. **//Беседа на псалом 90.//** ===== Свт. Лука Крымский ===== Ст. 5-6 **Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы, летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго** Много страхов бывает ночью: слышим мы устрашающие нас голоса, стуки и шумы; подвергаемся страшным нападениям воров и разбойников. Нередко, когда не спим, нападают на нас и духи нечистые, и терзают нас, и вселяют в нас тяжкий страх. **От стрелы, летящия во дни**. Какие стрелы летают днем? Не только те стрелы материальные, которые ранят нас, — теперь, правда, уже не стрелы, теперь пули и другие орудия ранения. От всего во тьме происходящего, от всего того зла, которое любит покров ночи, ибо под покровом тьмы творятся тягчайшие грехи: убийства, кражи, блуд и прелюбодеяние. //**О 90-м псалме.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни** Сказано: **«не убоишися от страха нощнаго»** [[old:ps:090:05|(Пс. 90:5)]], то есть страха человеческого и бесовского, потому что страх Божий, веселящий сердце, называется дневным и светлым. **//Письма на разные темы. Сотириону.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 5-6 **Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия; от сряща и беса полуденнаго** Не только чувственных, но и мысленных врагов преодолеешь божественною надеждою, избегнешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений, и с полною уверенностию, как охраняемый Богом, отженешь от себя страх, не будешь приходить в боязнь среди полудня, но избегнешь демонских наветов, пользуясь помощию свыше. Выражение же: **бес полуденный**, Пророк употребил согласно с принятым у многих мнением; потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого-либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу, и не трудно поработить того, кто лишен попечения о нем свыше. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни** Ты, говорит, человек, живущий в помощи Бога, не убоишься страха, случающегося ночью от демонов, или от людей; и не убоишься стрел, как чувственных, бросаемых людьми днем, так и умственных, которыми поражают демоны и страсти. //**Толковая псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 5–6 **Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго** Пророк пространнейшими словами изъясняет то, о чем немного выше вкратце упомянул, показывая, что с какой бы стороны ни напал на нас диавол, и каким бы родом стрел ни покусился уязвить, ничем нас не повредит, ежели только пребудем под покровительством Бога. Ибо кого Он под покровительство Свое принял, тот стал быть огражден отвсюду. Но как часто случается, что жизнь наша подвержена бывает не токмо бедствиям, но и опасностям смерти, то купно вкрадывается в мысли и некоторое сомнение, раждающее страх и безпокойство. Сего ради Пророк не без причины исчисляет различные виды зол, дабы верные не одного токмо спасения ожидали от Бога, но и мужественно сопротивлялися безчисленным искушениям.\\ О нощном страхе для того упоминает, понеже тьма делает людей боязливыми, и нощь подвержена многим опасностям, так что и малейший стук, бывающий ночью, причиняет нам много страха.\\ //**Стрелу летящую во дни**//, а не другое какое-либо вредоносное оружие, положил, может быть, потому, что стрела издалече пускается, и по причине скораго полета не удобь предусматривается.\\ Во втором члене то же самое другими повторяет словами, показывая, что нет ни одного такого зла, котораго бы Бог щитом помощи Своея не отразил от нас. Впрочем, стих сей разные разно толкуют: иные под именем //**беса полуденнаго**// разумеют солнечной зной, сильно жгущий в Палестине, который наипаче идущим в пути смертоносен; иные разумеют вредительную заразу, или моровое поветрие, и проч. //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни** См. Толкование на [[old:ps:090:03#lopuxin_ap|Пс. 90:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–6 **Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго** Многие из людей подвержены бывают **страху в ночное время**, при угрожающей опасности, а иногда и совсем без всяких опасностей, при одном только представлении опасности, по причине окружающей тьмы. Некоторые, кроме того, воспитанные в разных суевериях, испытывают какой-то безотчетный страх при так называемых «встречах». Хотя подобные суеверия о «встречах» не повсеместны и не всеми приемлемы, тем не менее они всегда существовали, можно сказать, с глубокой древности, и потому их нельзя оставлять без внимания. Псалмопевец, как бы представляя все подобные случаи **страха**, успокаивает человека, находящегося под покровительством Божиим, говоря ему: охраняемый силою Божией, ты не будешь бояться никаких опасностей, ни явных ни тайных, ни днем, ни ночью, не будет у тебя **страха нощнаго**, не будешь бояться и **стрелы, летящей днем**. Ты избавишься **от всякой** (неприязненной) **вещи**, бывающей ночью (**во тме преходящия**), от опасной «встречи» и от всякой случайности, неожиданной при «встречах» (**от сряща**, т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно), и от злого духа, нападающего **в полдень**. Под именем **беса полуденного** разумеется злой дух, в ясный день или **в полдень** причиняющий человеку различного рода вред болезни, например, моровую язву и заразу. Другие под именем беса полуденного разумеют солнечный зной, сильно жгущий в Палестине и бывающий смертоносным для путников. А блж. Иероним, согласно с сим, разумел известное на Востоке моровое поветрие, или смертоносный ветер, называемый Самум. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]