[<10>] ====== Толкования на Пс. 90:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго** См. Толкование на [[old:ps:090:05#svt_afanasij_velikij|Пс. 90:5]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго** Видно, что и раньше речь шла о демонах. Так как между ними существует много различий (потому что они обольщают многими способами), то пророк и говорит: **«бедствия, постигающего ночью»**, т. е. от того, кто ходит и совершает свои дела во тьме. Сказав это в общем смысле, пророк упомянул о супротивных силах, кото­рые радуются тьме и по причине злобы своей не имеют общения с светом; потому они и должны удаляться в кромешную тьму; впро­чем они нападают и в полуденное время, так как большинство людей в это время обычно предаются отдыху. Будучи татями и разбойниками, демоны боятся быть постоянно на глазах людей, страшась достоинства нашего образа, почему и укрываются обыкновенно около гробниц, в местах нечистых и пустынных, а в полдень, по указанной причине, осмеливаются являться и нападать на нас. **//Беседа на псалом 90.//** ===== Свт. Лука Крымский ===== **от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго** **От сряща** — это слово славянское, оно значит "от встречи": от опасной и дурной встречи со злыми и опасными людьми и еще более опасной встречи с бесами. //**О 90-м псалме.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго** См. Толкование на [[old:ps:090:05#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 90:5]] ===== Евфимий Зигабен ===== **От вещи, во тме преходящия, от сряща** (встречи) **и беса полуденнаго** Ты, говорит, живущий в помощи Божией, не убоишься никакой вещи ходящей во тьме, каковы: тать, наветник, поджигатель домов. Темная вещь есть блуд, прелюбодейство, демон страсти и тому подобное. Встреча есть всякая вещь невольная, случающаяся нечаянно. А полуденным демоном, одни, как-то Евсевий и другие, называют демона лености и беспечности, располагающего людей особенно в полуденное время лежать; а другие называют демона гнусных и плотских помыслов, а некоторые демона невоздержания; так как все таковые демоны воюют против людей в полуденное время, когда насытится и обременится яствами чрево. По словам Феодорита, есть два вида злоумышления: ибо некоторые или тайно и скрытно, и, как-бы ночью и во тьме, неприметно приготовляют сети для желаемой добычи; или явно и, как бы днем, торжественно. Итак, страхом ночным называет скрытную опасность, а стрелою летящею днем – явный умысл. По словам Дидима, страх ночной есть опасность со стороны удовольствий плотских, которая нападает особенно во тьме; стрела летящая днем есть любостяжание, ибо это его время; вещь, преходящая во тьме, есть всякий грех и неведение, и производящее оное злобные духи заблуждения. По словам Евсевия, подвергаются встрече тогда, когда ум склоняется на сластолюбие, когда вознерадит о делах благочестия и не заботится о трудах добродетели. Слова Феодорита: Сказал: **беса полуденного**, в значении занимающей многих славы. Обыкновенно и злоумышленники из людей по вкушении пищи и насыщении, стремятся как бы на готовую ловлю и легко порабощают лишенных верховного промысла. Слова Григория Богослова: Надеющийся на Господа не убоится и диaвoлa, преобразующегося в ангела света, хотя бы он обещал яркий свет и хотя бы казался для развращенных самым полуднем. Кирилла: Быть может вещью преходящею во тьме называет неприметный грех; ибо иногда мы не знаем вещи тайной, потому, производя иное, мы погрешаем и падаем в точило (гнет) погибели. О таковых тот же Давид, молясь, говорит: //от тайных моих очисть меня//. Другой говорит, что вообще вещь, преходящая во тьме, есть злоумышлениe, проявляющееся там, где его не ожидают и всякий грех и неведение; встреча полуденная есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна пал в прелюбодеяние с Вирсавиею. //**Толковая псалтирь.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго** См. Толкование на [[old:ps:090:05#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 90:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго** См. Толкование на [[old:ps:090:03#lopuxin_ap|Пс. 90:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго** См. Толкование на [[old:ps:090:05#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 90:5]] [<10>]