[<10>] ====== Толкования на Пс. 90:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия** **На аспида и василиска наступиши**. Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия** Настоящими словами пророк указывает на злые силы, среди кото­рых пребывает, как бы среди пресмыкающихся, сын злобы. По­этому и Господь говорил: //«се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью»// [[new:lk:10:19|(Лк.10:19)]]. Поэтому тот, кто попирает гнев, попирает льва, потому что этот зверь отличается яростью. Потому и Соломон говорит: //«гроза царя – как бы рев льва»// [[old:pr:20:02|(Притч.20:2)]]. Равным образом тот, кто попирает удоволь­ствие и всякое другое нечестие, попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотские удовольствия и всякое нечестие в жизни справедливо сравниваются с гадами, пресмыкающимися по земле. Но в под­линном смысле попирает василиска тот, кто попирает зависть, по­скольку она царствует (βασιλεύοντα) в нечестии, а также и потому, что василиск имеет в глазу яд, как это говорится и о людях завистливых. **//Беседа на псалом 90.//** ===== Свт. Лука Крымский ===== **На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия** Ничто ядовитое, злое, даже смертельно опасное не будет страшно: наступишь на главы змиев, будешь попирать скорпионов; не будет страшен и лев рыкающий, и тот лев, который ищет, кого поглотить — диавол. //**О 90-м псалме.**// ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== **На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия** Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие; ибо оно «**наступит на аспида и василиска**, то есть на грех и отчаяние, и **поперет льва и змия**», то есть диавола и змия плотской страсти. //**Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия** Ведение есть устав естества, охраняющий его во всех стезях его. А вера совершает шествие свое выше естества. Ведение не покушается допустить до себя что-либо разрушительное для естества, но удаляется от этого, а вера без труда дозволяет и говорит: **На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия**. //**Слово 25.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия** Пророк упомянул о самых сильных и лютых зверях, желая выразить преобладание над всяким видом лукавства. Ибо львом и змием означил силу; потому что звери сии весьма сильны; а под аспидом и василиском дал разуметь крайнее лукавство; потому что аспид испускает смертоносный яд, а василиск причиняет вред и самым взором. Однакоже многие, уверовав в Бога, преодолели и сих зверей. Так чудный Даниил связал уста львов; так божественный Павел не потерпел вреда от эхидны; так Ной, живя вместе с зверями, остался невредимым; так тысячи возлюбивших жизнь пустынную, пребывая вместе со зверями, упованием на Бога избегли неприязненнаго их нападения. ===== Евфимий Зигабен ===== **на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия** (дракона) Не приблизится, говорит, к тебе, человек, имеющий прибежищем своим Бога, никакой ядовитый, или плотоядный зверь, как это ясно открылось на многих святых, о чем повествуют жизнеописания, или повествования о них. В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей и попранием их Давид выразил победу над злом. Под аспидом можно разуметь клевету, которая на подобие аспида изрыгает яд в уши людей на оклеветываемого ею. Василиск есть зависть; потому что как василиск в глазах имеет вред, так и зависть одними глазами вредит тем, которым завидуют. Лев есть жестокость и безчеловечие. Змий (дракон) есть ярость по причине пламенности, остроты и действия. Все таковые страсти победит праведник и нисколько не получит от них вреда. И демон также есть аспид, василиск, лев и дракон; потому что все таковые вредные действия, производимые сими зверями, имеет в себе и он. И по словам //Великого Афанасия//, //Кирилла// и //Диодора// под львом, драконом, аспидом и василиском можно разуметь самого сатану и отступивших с ним от Бога злых ангелов, которые, не сохранивши своего начальства, обыкновенно исполняют его волю. Если угодно, под змиями и василисками можешь разуметь изобретателей нечестивых ересей. По словам //Евсевия//: Противные силы разделяются на четыре вида: на начальства, власти, мироправителей и духов злобы, изображаемых четырьмя животными: львом, драконом, аспидом и василиском. Великий Василий говорит, что василиск есть ужасное произведение змея, умерщвляющее, как говорят, самым взглядом. Ибо есть предание, что одним взором он погубляет заведенных им, бросая глазами некий губительный яд. Слова //Нисского//: Кто попирает ярость, тот попирает льва—cиe яростное животное, а кто попирает удовольствия и другой порок, тот попирает аспида, василиска и дракона; так как плотское удовольствие и всякое житейское зло прилично уподобляется пресмыкающимся и ползающим по земли. Еще, быть может, собственно попирает василиска тот, кто попирает зависть, как господствующую из зол. Ибо животное василиск носит вред в глазах как и завистливые, как говорят, имеют вред в глазах. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия** Ту же мысль подтверждает другими словами, и как выше, под именем камней, означил всякаго рода препятствия, коими сатана тщится пресечь течение жизни нашея, так здесь, под именем //**аспида и василиска, льва и змия**//, разумеет смертоносные случаи, коим подвержены бываем в мире сем. Ибо доколе странствуем здесь, дотоле должно нам ходить между лютых зверей и ядовитых животных. Итак, что бы было с нами, ежели бы Бог не обещал нам победы над толь лютыми зверями, непрестанно на нас зияющими? Почему, ежели кто разсудит о всех опасностях, случающихся в жизни, тот не подивится, что Пророк употребил таковыя иперболическия выражения, дабы свободить верных от страха и трепета; паче же скажет, что нет здесь никакой иперболы, когда самый опыт словам сим соответствует. Мы, будучи удалены от поражения стрел, кажемся быть храбры: но часто и при самых малейших опасностях воображаем себе львов и драконов, готовых растерзать нас. Сего ради Пророк приспособил слово свое к чувствам нашея плоти. //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия** При такой защите ничто опасное не повредит ему. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия** См. Толкование на [[old:ps:090:11#lopuxin_ap|Пс. 90:11]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия** См. Толкование на [[old:ps:090:10#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 90:10]] [<10>]