[<10>] ====== Толкования на Пс. 90:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его** **Воззовет ко Мне, и услышу его**. Воззвав же ко Мне велегласием души, обретет Меня внемлющим ему и соизволяющим на прошение его; потому что Я всегда с ним, хотя бы он был и в напасти. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его** Есть ли большее блаженство, как иметь Бога своим защитником, готовым восстать на врагов? **«С ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его»**; – итак скорбь является уже не скорбью, а радостью и славой по причине сообитания и общения Божия, поскольку намерение тех, кто причиняет скорбь, приводит к противоположным следствиям. Так случилось с Навуходоносором, когда он вверг отроков в огненную пещь, чтобы погубить их, а они не только избавились от угрожавшей гибели, но и удостоились почитания от грозного тирана. **//Беседа на псалом 90.//** ===== Свт. Лука Крымский ===== **Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его** Даже прославит. Измет от всякого зла, от всякого несчастия, от всякой беды. //**О 90-м псалме.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его** О ком это высказывает такое благоволение Свое Господь? О человеке, надеющемся на Господа, о живущем в помощи Бога Вышнего. Да, //лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.// [[old:ps:117:08|(Пс. 117,8–9)]]. Бог есть Помощник всесильный: Он может легко избавить нас от всякой напасти и скорби и, как Владыка живота и смерти, продлить в мире дни наши. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его** См. Толкование на [[old:ps:090:14#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 90:14]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его** Уповающий на Меня, говорит, воззовет и услышу его: потому что он не будет просить чего либо недостойного Моего божества, или Меня. Я во всяком искушении и скорби буду помощником ему, как был прежде в пещи с тремя отроками и после - в страдании с мучениками; и от всякой нужды освобожу его, как мы сказали и в [[old:ps:036:25|36]]-м псалме, изъясняя слова: не видел я праведника оставленным; также: и Господь не оставит его в руках его. И не только освобожу его, но и сделаю его славным и знаменитым по причине близости, которую покажу ему. Слова //Афанасия//: Кто воззовет ко Мне сильным душевным голосом, тот найдет Меня послушным и готовым на помощь ему: ибо Я всегда с ним, хотя бы он находился и в бедствии. //Диодор//: Что может доставлять больше того блаженства, когда мы имеем Бога скорым на помощь и готовым на брань против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Не только же, говорит, Я избавлю его от скорбей, но и сделаю известным всем. Посему скорбь уже не будет скорбь, но радость и слава по причине соединения и общения Бога с находящимся в тесных обстоятельствах. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 15–16 **Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение мое** Сими словами, во-первых, научает, что познание имени Божия не есть праздное некое созерцание ума, но живое упование, соединенное с призыванием Бога, к Которому прямо прибегают те, кои спасения ожидают от Него. Во-вторых, показывает, что верные никогда от бед и скорбей совершенно свободны не бывают. Ибо не нежную и прохладную жизнь обещает им Бог, но токмо в скорбех скорым помощником Себя представляет.\\ Глагол: //**прославлю**// – означает, что помощь Божия, о которой доселе говорил Пророк, не временная будет, но продолжится до конца жизни верных, Дóндеже достигнут вечныя славы. А хотя прославляет их и в мире, но полную и совершенную славу сообщает по совершении течения жизни.\\ Следующее в последнем стихе обещание о долгоденственной жизни хотя не всегда исполняется (ибо верные по большей части отходят от мира прежде, нежели исполнят дни свои), однако не меньше истинно есть. Мы ведаем, что Божие благословение, относящееся к тленной жизни сей, не есть вечно, и не на всех изливается равномерно. Ибо иных наделяет богатством, или другими выгодами житейскими, а иных содержит в нищете: но из сего не следует, чтоб нищие были Богу неприятны. Здравие тела и крепкое сложение темперамента есть благодеяние Бога, но из сего не следует, чтоб больные и слабые люди были Ему ненавистны.\\ Такого рода есть и оное долгоденствие, о котором Пророк упоминает здесь, Бог мог бы продолжить жизнь рабов Своих свыше обыкновенных пределов, ежели бы собственная польза их не требовала скорее преселиться от мира. Между тем верные и малым числом дней лучше пользуются, нежели неверные десятью веками. Что касается до спасения, которое обещает Бог верным во второй части стиха, то, Поелику оно не ограничивается тесными пределами жизни, сего ради благочестивыя души к сему наипаче предмету должны напрягать все свои силы как в течении жизни, так и при самой смерти. Ибо Пророк не без намерения присовокупил сие заключение к прочим благодеяниям Божиим, но ведая, что Господь, продолжив отеческое благоволение к верным чрез всю их жизнь, напоследок являет им спасение Свое по смерти. Сие спасение, обещаемое верным, не что иное есть, как зрение Бога, которое составлять будет совершенное и вечное блаженство человека. Ибо тогда и ум свободен будет от заблуждения, и мрак неведения исчезнет, и все способности явятся в своем совершенстве. Оне достигнут той высочайшей мудрости, которая свойственна одним токмо блаженным духам. От оной премудрости возродится в воле горячайшая и постоянная любовь к Высочайшему Благу, откуду совершенно исцелится она от всякаго вожделения злаго. Сие исцеление распространится и на нисшую часть души, которая безо всякаго сопротивления и мятежа покорится высшей, и на самое тело, которое воскреснет безсмертно, безстрастно, прекрасно и просияет светлее солнца. Здесь должно подивиться слепоте человеческаго рода, как все, единодушно желая достигнуть вечнаго блаженства, небрегут о нем? – Для приобретения временнаго некоего и малаго благополучия чего не делают? Повсюду бегают, скитаются, бдят, трудятся, потеют, изощряют разум, вычищают язык, напрягают все душевныя и телесныя силы, а о стяжании истиннаго, твердаго и вечнаго блаженства и неизреченных радостей оных, уготованных любящим Бога, так нерадят, что и перста двигнуть не хотят. Страшно и помыслить, что человек, одаренный разумом и мудростию, во все время жизни своея занимается такими вещами, которыми часто преграждает сам себе путь к стяжанию вечных и величайших благ! Помолимся, дабы Тот, Который благоволил обещать нам толикая благая, излиял на нас Духа Своего и просветил наши сердечныя очи, дабы познали мы, кое есть упование звания Его, и //кое богатство славы достояния Его во Святых// [[new:ef:01:18|(Еф. 1:18)]]. //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его** См. Толкование на [[old:ps:090:11#lopuxin_ap|Пс. 90:11]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его** См. Толкование на [[old:ps:090:14#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 90:14]] [<10>]