[<10>] ====== Толкования на Пс. 91:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в ливане, умножится** Не без причины пророк сравнивает праведника с фини­ковым деревом, но потому, что у последнего только малая часть на­ходится в земле, все же остальное – поверх земли, а также и по­тому, что плод его не может быть сорван животными по причине недоступности и высоты дерева. Кроме того финиковое дерево не имеет ничего ненужного, а все в нем полезно. Если все это ты отнесешь к праведнику, то подивишься исключительности и близости этого образа. Затем, финиковые ветви даются как символ победы борцам и состязающимся в бегах; так и мы в будущей жизни можем не иначе удостоиться венцов, как чрез правду. Поэтому и Павел говорил: //«а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный»// [[new:2tim:04:08|(2Тим.4:8)]]. Но почему, спросишь, сказано: **«как кедр на Ливане, умножится»**? Потому, что хотя Ливан, по причине бесплодия кедров, служит образом и символом язычников, но правда Божия умножается среди язычников. Много пророков, много патриархов и других богоносных и правед­ных мужей произошло от Израиля, но число их превзошли муче­ники, явившиеся из среды язычников, среди которых и умножается правда Божия. А как она явилась в изобилии, узнаешь из дальней­шего. Может быть, впрочем, что пророк сравнил праведника с фиником потому, что последний имеет белый цвет и скрывает свой плод, покуда он незрел, а когда последний готов созреть, то обнаруживает его; так точно и праведник: сначала он старается скрыть добродетели, а когда достигнет совершенства, то они обнару­живаются сами собой. **//Беседа на псалом 91.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в ливане, умножится** Грешники, отцветши подобно траве, вскоре угасли и погибли; а праведник уподобится густоте, теплоте и питательности кедра, а также высоколиственности и плодоносию финика. Оба сии дерева тверды и долговечны, но для возрастания требуют и долгаго времени. Таково и насаждение добродетели, которая многим трудом и временем возращается, но подъемлется в высоту, приносит зрелый и сладкий плод, и приобретшему доставляет обильную тень. ===== Евфимий Зигабен ===== **Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в ливане, умножится** **Праведник яко финикс процветет** Сказав выше о грешниках, что они будут цвести как кратковременная трава, Давид теперь говорит и о праведнике, что он будет процветать, как долговременный финик; ибо у финика и цвет не опадает, но совершается весьма сладким плодом, ни новые ветви не увядают, но пребывают всегда цветущими. //Диодор//, //Евсевий// и безъименнный говорят: Праведник уподобится финику по высоковетвенности, своей всегдашней цветучести и плодовитости. Малою частью он держится земли, а все имеет наверху выше земли; сердце его простирается к небу. Плод его не истребляется зверями по причине высоты и недоступности его; наконец для совершенства своего он требует много времени: таково и дело возращения добродетели; она растет с великим трудом и долгое время, при том возносится на высоту и приносит зрелый и приятнейший плод и доставляет имеющему ее достаточный покров. **Яко кедр, иже в Ливане, умножится** Кедр имеет множество и полон на вершине своей листьев. И праведник имеет и другие сходства не только с фиником, но и с кедром: имеет сходство с фиником в том, что, как финик, он весьма малою частью укоренен в земле, а все прочее имеет вне земли; так и праведник: он мало заботится о земле, а всю заботу его составляет небо; и как плод финика не похищается животными и птицами по причине высоты, колючести и недоступности, так и плод праведника, т. е. добродетель его не похищается демонами, как покрытая высокотворным смирением; и как финик для достижения совершенства дерева требует много времени, так и праведник требует много времени для своего усовершения в добродетели. Праведник имеет сходство с кедром и в том, что как кедр благовонен, негниющ, многоветвен и тенист; так и праведник благовонен добродетелями, негниющ, как очистившийся от всякой гнили и тления, от страстей, многоветвен, как рождающий много сынов благодатью Духа и бросает тень, как делающийся покровом и прохлаждением для многих. Другой говорит: кратко сказать: праведник, как финик, окажется чист по сердцу в царствии небесном (финик имеет белую сердцевину); как и кедр, он нетленен. //Тимофей//: Финику уподобляет каждого праведника, заботящегося о приобретении божественной правды и от нее получающего имя, и посему подобно финику имеющего ветви добродетелей и украшающегося сладкими плодами: любовью, радостью, миром, милостынею, воздержанием и подобными им. Все cиe услаждает чувства души зрителя, или слушателя о них. Уподобляет праведных и кедру по причине благоухания, негниючести, высоковетвенности и густоты. Он говорит, что праведник умножается, как кедр, т. е. тем, что от одного многие совершаются единонравные праведники чрез дарования его и насаждения сообщающие им добрые его подвиги: я, говорит, посадил, Аполлос напоил. Безъименный говорит, что праведник уподобляется финику, потому что финиковые ветви служат для подвизающихся, или текущих символом победы. Посему мы не иначе можем увенчаться в будущем, как только посредством правды. ===== Лопухин А.П. ===== **Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в ливане, умножится** См. Толкование на [[old:ps:091:05#lopuxin_ap|Пс. 91:5]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 13–15 **Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в Ливане, умножится. Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут: еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут** **Финикс**, или **финик**, есть плодовое дерево из породы пальмовых деревьев, растущее в тропических странах, высокое, многоветвистое и вечно зеленеющее. Кедром называется другого рода дерево, также высокое и зеленое, в изобилии произрастающее на горах Ливанских, в Сирии. Оно отличается такою крепостию, что многие десятки и сотни лет не предается тлению. С деревьями того и другого рода сравнивается здесь **праведник**.** Финик**, или пальма, есть одно из самых прекрасных, прочных и плодовитых деревьев а потому это дерево издревле служило символом победы и божественной красоты. Таковы и **праведники**, в которых Господь проявляет Свою силу и славу на земле. **С фиником** праведник имеет сходство в том, что как финик весьма малою частию укоренен в земле, а все прочее имеет вне земли, так и праведник мало заботится о земле, а всю заботу его составляет небо, и как плод финика не похищается животными и птицами по причине высоты, колючести и недоступности, так и плод праведника, т.е. добродетель его, не похищается и не уничтожается врагами и злыми демонами как защищенная глубоким и высокотворным смирением; и как финик для достижения совершенства дерева требует долгого времени, так и праведник требует много времени для своего усовершения в добродетели. **Ливанский кедр**, можно сказать, есть царь между деревьями. Громадная вышина кедра, доходящая до 40 футов (около 120 м. – Ред.), всегдашняя зелень, величественный ствол, источающий благовонную и полезную смолу, необычайная крепость сего дерева, которую, по образному выражению Писания, сокрушить может один Бог [[old:ps:028:05|(Пс. 28:5–6)]], – все это заставило в самой глубокой древности признать кедр символом Божественного величия и, вместе, образом величия и крепости сильных мира сего. С кедром праведник имеет сходство в том, что как кедр благовонен, негниющ, многоветвен и тенист, так и праведник благовонен добродетелями, не подвержен нравственной гнилости или развращению как очистившийся от всякой нравственной гнили и тления, от страстей и соблазнов, и многоветвист как рождающий многих сынов своим влиянием и живущею в нем благодатью Святого Духа. Далее о **праведниках** псалмопевец еще говорит, что они **насаждени в дому Господни**. Это, по объяснению св. отцов, значит, что праведники, как прекрасные деревья, финиковая пальма и кедр, растущие на Ливанских горах, глубоко пустив живые корни, крепко прилепляются к дому Господню, чтобы соединиться с Богом и войти с Ним в ближайшее общение. Здесь под **домом Господним** нужно разуметь всю совокупность соборной Церкви Божией, а под **дворами Бога нашего** разные отдельные, поместные Церкви, как части единой Вселенской Церкви. Посему насажденные в соборной Церкви и приносящие плоды будут процветать во дворах Бога нашего, т.е. в отдельных поместных церквах и собраниях верующих между всеми народами. Св. Василий Великий (в толковании на [[old:ps:028:start|28-й]] псалом) говорит, что под домом Господним, в высшем значении, можно разуметь еще небесное житие, а под **дворами Бога нашего** – те «//многие обители Отца Небесного//», о которых говорит Сам Господь Иисус Христос [[new:in:14:02|(Ин. 14:2)]]. И затем, к блаженной участи праведников, псалмопевец присовокупляет: **еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут**. «Старостию, – говорит блж. Феодорит, – пророк означил будущее совершенство, в котором возрастет во много крат умноженный плод правды» [6, с. 445]. «Сказано, – говорит св. Афанасий Александрийский, – **благоприемлюще**, вместо «блаженствуя», ибо им воздано будет теми благами, «//их же око не виде, и ухо не слыша//» [[new:1kor:02:09|(1 Кор.2:9)]] [3, с. 306], т.е. в будущей жизни, где маститая старость, или совершенство, святых явится во всей славе. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]