[<10>] ====== Толкования на Пс. 93:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Люди твоя, Господи, смириша, и достояние твое озлобиша** **Люди Твоя, Господи, смириша.** Старается возбудить Бога против врагов, говоря, что народ и достояние Его злостраждут от врагов. См. также Толкование на [[old:ps:093:14#svt_afanasij_velikij|Пс. 93:14]] **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Люди твоя, Господи, смириша, и достояние твое озлобиша** То и другое грешники делают и делом и сло­вом, потому что уничижает народ Божий и угнетает его наследие, т.е. вообще человека, не только тот, кто грабит, причиняет побои, злословит и неправедно судит, но и тот, кто внушает дурные мы­сли и представляет беззакония, как дело полезное, о чем сказал апостол: //«худые сообщества развращают добрые нравы»// [[new:1kor:15:33|(1Кор.15:33)]]. Не привели ли к уничижению, например, народ Божий соглядатаи, посланные из пустыни, когда они советовали возвратиться в Египет? **//Беседа на псалом 93.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 5-6 **Люди Твоя Господи смириша, и достояние Твое озлобиша. Вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша** Отважились они, Владыка, на всякий род неправды; величаются владычеством, произносят неправдивыя речи, а дела у них хуже слов. Лишившияся супругов и оплакивающие утрату отцев – готовая для них добыча; пришедшие из язычников и пожелавшие жительствовать по Твоим законам терпят от них неправедное заклание: ибо сих Пророк означил именем «пришельца». ===== Евфимий Зигабен ===== **Люди Твоя, Господи, смириша, и достояние, Твое озлобиша** Мы прежде сказали, что древний народ и древнее наследие Божие были иудеи; а новый народ и новое достояние Божие суть христиане из язычников. ===== Лопухин А.П. ===== **Люди твоя, Господи, смириша, и достояние твое озлобиша** См. Толкование на [[old:ps:093:03#lopuxin_ap|Пс. 93:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–7 **Люди Твоя, Господи, смириша, и достояние Твое озлобиша: вдовицу и сира умориша, и пришелца убиша, и реша: не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль** Изречениями сих стихов пророк представляет различные примеры беззаконных дел со стороны обличаемых им нечестивцев. Они, говорит он, **людей Твоих**, т.е. последующих вере и закону Твоему, оскорбили (**смириша**) и древнее наследие Твое (**достояние Твое**), израильский народ, предали бесчестию и озлоблению (**озлобиша**), причиняют ему всяческое оскорбление, угнетают его. **Вдову и пришельца** убивают, и **сирот умерщвляют** (по пер. с евр. выражено вместо прошедшего в настоящем времени). Под именем **пришельца**, по толкованию блж. Феодорита и др., разумеются люди, обратившиеся к вере иудейской и пожелавшие жить по законам Божиим [6, с. 450], иначе – «прозелиты» (перешедшие из язычников). Во злобе и нечестии своем обличаемые беззаконники дошли до такой степени нечестия и развращения, что не только не щадят ни **вдов**, ни** сирот**, вообще людей беззащитных, но даже и пришельцев, обратившихся от идолопоклонства и принявших веру в единого истинного Бога, о которых должны бы иметь особое попечение, они притесняют и убивают. И как бы в довершение всего злодейского поведения своего, они думают оправдаться или заглушить укоры своей совести явным неверием своим в Промысл Божий.** И реша** (сказали): **не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль**. Этими словами они выразили свои тайные мысли: если и есть Бог, то Он не увидит и не узнает об их беззаконных делах, и что нет такого Судии, Которому они должны дать отчет в своих делах. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]