[<10>] ====== Толкования на Пс. 93:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда, умудритеся** Безумными этот пророк обычно называет людей, которые думают о Боге нечестиво. Так о них именно он говорит: //«сказал безумный в сердце своем: нет Бога»// [[old:ps:013:01|(Пс.13:1)]], Таковы именно те, кто обижает вдов, сирот и пришельцев, и совершает другие без­закония. Порицая их, пророк в первой половине стиха повелевает им образумиться, а во второй говорит: **«наконец, поймите»**, желая показать, что если они теперь не раскаются и не образумятся, то впоследствии не будут уже иметь к тому возможности, так как //"в аду кто исповедает Тебя?»// [[old:ps:006:06|(Пс.6:6)]]. За то пророк и называет их безумными, что они беспечно опускают время для покаяния. Только безумным свойственно не уметь, как следует, пользоваться време­нем и обстоятельствами, и не знать того, что признается всеми. **//Беседа на псалом 93.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда, умудритеся** Поздно со временем пожелаете, неразумные, уразуметь и дознать свойство вещей. ===== Евфимий Зигабен ===== **Разумейте же безумнии в людех, и буии некогда **(когда либо)** умудритеся** Познайте, говорит, вы, немыслящие делатели неправды, то, что известно и явно для всех, и вы, глупые, мыслящие столь богохульно, хотя поздно воспримите смысл и познание. Слова //Диодора//: Какая беспримерная кротость Божия! Обличая грех нечестивых чрез Давида, не вдруг приводить в действие гнев свой, но как благий Он напротив того дарует им врачевство вразумления и произносит огласительное слово (первоначальное детское): как несмысляшие, говорит, хотя поздно, хотя теперь образуемтесь и познайте то, что всем известно. Итак, оставя мысли неразумных, вспомнив слова приточника: Правы стези твори твоими ногами и пути твои исправляй [[old:pr:04:26|(Прит. 4,26)]]. Ибо пред очами Бога пути мужа и все течения его надзирает [[old:pr:05:21|(Прит. 5,21)]]. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-11 **Разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда, умудритеся: насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не сматряет ли? наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму? Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна** //Такая надежда - невежественна: неужели Бог, давший человеку зрение, слух и разум, не знает суетных мыслей нечестивых и не видит их дел?// Писатель обращается со строгим словом вразумления к таким нечестивцам. Они рассчитывают на безнаказанность в своих действиях потому, что думают, будто Господь не увидит их поступков. Такое рассуждение показывает только их крайнее невежество. Человек обладает зрением, слухом и разумом, которыми он пользуется как средствами и орудиями познания мира и соответственно с добытым знанием располагает свою жизнь и поступки. Если же человек знает, видит и понимает все, его окружающее, то разве можно думать, что Господь, давший ему эти средства познания, не видит и не знает, что делает его творение? ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–10** Разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда умудритеся: насаждей ухо, не слышит ли? Или создавый око, не сматряет ли? Наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму** **Буии** здесь значит то же, что и глупые, или безумные, а по переводу с еврейского – «невежды». Пророк, продолжая обличать нечестивых и грешных людей, которые в своем нечестии дошли до такого безумия, что стали отрицать высочайшее всеведение Творца Бога и Его право верховного судии вселенной, говорит им как бы так: послушайте, вы, **безумные из людей**, и вразумитесь (**умудритеся**), не стыдно ли вам, которым Бог, чрез отцов ваших, дал откровения и познания о Себе? Извинительно ли вам, которые имеете Закон Божий и обетования, данные чрез Моисея и других пророков? Не грешно ли вам высказывать такие мысли, что Бог не увидит ваших дел и не узнает ничего? Послушайте же и рассудите хоть теперь: Тот, Кто сотворил человека с **ухом**, с** глазом** и с** умом**, Кто есть самый справедливый ценитель сотворенных вещей, Тот ужели не услышит, не увидит, не узнает и не рассудит? А если Он не имеет ни ушей, ни глаз, ни знания и потому не вникает в дела человека и не судит преступлений людских, – так кто же и зачем дал людям понятливость, мудрость, остроту ума? Ясного и удовлетворительного ответа на сей вопрос нет и быть не может. Очевидно, нечестивые люди, которых изобличает здесь пророк, были люди знатные, известные между иудеями, и потому должны были знать и помнить, что сказано в книге Иова [[old:iov:34:21|(Иов. 34:21]], [[old:iov:34:24|24)]]. «Той (Господь Бог) зритель есть дел человеческих, утаися же от Него ничтоже от тех, яже творят. Господь бо всех видит, постизаяй неизследная, славная же и изрядная, имже несть числа». «Бог, – говорит блж. Иероним, – весь есть глаз, весь – рука, весь – нога. Он есть весь глаз, потому что все видит; весь есть рука, потому что все делает [[new:in:05:07|(Ин. 5:17)]]; весь – нога, потому что везде находится». К слову **буии** прибавляя слово **некогда**, пророк вразумляет гордых людей тонкою насмешкою над ними, говоря как бы так: притесняя и обижая бедных, вы разве тем только отличаетесь от них, что превосходите их безумием и невежеством, и если это так, то хоть теперь вразумитесь (**умудритеся**) и опомнитесь, – признайте, что Господь Бог, **научающий человека** ведению, вразумляющий народа, **обличит** и строго взыщет за ваши беззакония, если не раскаетесь пред Ним. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]