[<10>] ====== Толкования на Пс. 93:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна** И действительно, не исполнены ли суеты такие чувствования, которые стараются изгнать из мысли благотворность Промысла? **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна** Псалмопевец не напрасно сказал это, а для того, чтобы мы не подумали, будто Бог долготер­пит людям, не зная, как много бывает в помыслах суетного и сколь великие хулы помышляются о Христе. Бог не неведает, а знает, но оставляет суд над ними до будущего времени. Впрочем не над всеми, потому что некоторых Он вразумляет. **//Беседа на псалом 93.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна** Напротив того, не только видит и слышит, но и знает помышления наши, ложно заключающия о промысле Его. Так, преподав приличное врачевание делающим неправду, Пророк и обиженным предлагает достаточное утешение; а чтобы придать сему более убедительности, разсуждает так: ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна** Бог, говорит, не только видит и слышит все, но еще знает— мысли тех людей, которые помышляют о таковых нелепостях, думая, что Бог не видит злодейств неправедников и дел человеческих, и что таковые, говорю, мысли погрешительны, по //Феодориту//. Но Он часто долготерпит, не наказывая производителей неправд для некоторых полезных целей. Или помышлениями называет те, которые некоторые производят от своего чрева, а не по руководству божественных писаний. Слова великого //Василия//: Посему должно знать, что хотя один говоришь, ты говоришь в слух Его (Бога); что хотя наедине что либо делаешь, не будь в неведении, что подробно видит cиe (Бог); что хотя помышляешь что, будь уверен, что (Бог) надзирает движения сердца. Ибо, говорит, сделает ли кто в тайне что, и не узнаю ли? Все открыто пред очами Его. Итак пусть человек, преданный гpеxy, имеющий ослепленный собственною греховностью ум и обманывающий себя говорит: тма покрывает меня, и если случится что окрест кто увидит меня? Кого мне бояться? Но ты, всегда пользующийся в уме своем чистым светом Христовым, всегда произноси то, что прилично свойственному тебе разумению, что тма не будет мрачна пред тобою. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна** Бог знает мысли людей, потому что они (люди) суетны, т.е. непрочные, преходящие существа, проникнуть которые не трудно. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна** См. Толкование на [[old:ps:093:08#lopuxin_ap|Пс. 93:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== ** Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна** По связи с предыдущими изречениями, это значит, что Господь Бог, научающий человека, чрез наблюдения над явлениями и законами природы, ведению, знает все мысли и намерения не только всех людей, но и каждого человека в отдельности, и знает (**весть**), что **суетны помышления человеческая**, т.е. что они недостойны человека и никогда не удовлетворяют его, потому что заключаются в земных предметах (Флп. 3:19), в стремлении к почестям [[new:lk:20:46|(Лк. 20:46]]; [[new:ef:05:11|Есф. 5:11)]], в мечтах о богатстве [[old:ps:072:12|(Пс. 72:12)]], о земном благополучии [[old:iov:21:09|(Иов. 21:9–12)]], о суетных удовольствиях и проч., вообще в мечтах и помыслах, свойственных людям, нерадящим о благочестии и правде. Еще мудрейший и богатейший из царей израильских Соломон в написанной им книге Екклезиаст, чтобы показать людям, что богатство, почести, все блага и удовольствия земные, без обращения к Богу, не в состоянии удовлетворить требованиям бессмертной души человеческой, говорил, что без любви к Богу и последования заповедям Его для человека все на свете будет – «//суета суетствий, всяческая суета//» [[old:ekl:01:02|(Еккл. 1:2)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]