[<10>] ====== Толкования на Пс. 93:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 12-13 **Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона твоего научиши его: укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма** **Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи.** Жалки, говорить Псалмопевец, и низки те, которые не приемлют Твоего вразумления; блаженны же вразумленные Тобою и наученные от Закона Твоего. Ибо они, смиренные скорбями, облегчены будут в печали, когда узнают, что скорби послужат наконец во благо. **Днями** же **лютыми** называет дни суда. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона твоего научиши его** Поелику Пророк, взывая к ним, не был услышан; то обращает он слово к Господу, и говорит: «**блажен человек; его же аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его**»; как будто закон сам по себе не приносит никакой пользы, если заключающегося в нем таинства не уяснить какое Божественное наставление, как сказал это сей самый Пророк: «//открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего//» [[old:ps:118:018|(Пс. 118:18)]]. Или, может быть, он ублажает уверовавшего в закон духовный язычника, который, будучи до того времени человеком плотским и уподобляясь скотам, по обучении закону Божию, когда клятва пременилась на благословение, делается блаженным, потому что для него «//укрощается//» гнев от «//дней лютых//», а для неуверовавшего «//изрыется яма//» [[old:ps:093:12|(Пс. 93:12)]]. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона твоего научиши его** Во многих отношениях блажен тот, кто наказывается Бо­гом. Прежде всего, он становится лучше и благоразумнее, перестает жить скотоподобною жизнью и, будучи разумным, не становится в ряду бессловесных. Затем, наказываемый Богом наказывается как бы Отцом, почему и говорится, что он подвергается не казни, а нака­занию (воспитанию), потому что подвергать казни свойственно судьям, а наказывать учителям. Поэтому пророк и сказал: **«от закона Твоего научишь»**, желая показать, что Бог наказывает не по гневу, но чтобы научить наказываемого закону. **//Беседа на псалом 93.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Блажен человек, его же аще накажеши Господи, и от закона Твоего научиши его** Ибо многие обыкли называть несчастными возлюбивших благочестие и приобретающих пользу от закона Божия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его** Блажен, говорит, или счастлив тот, которого Ты, Господи, вразумишь своим учением и научишь своим законом естественным, или писанным, или и тем и другим , по //Феодориту//, так как естественный и писанный закон суть источники разумея и мудрости. Блажен, по словам божественного //Кирилла//, тот, которого Ты, Господи, научишь законам Твоим, так как закон нисколько не полезен, если Божественное учение не изъяснит скрывающегося в нем таинства, как сказал тот же пророк: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Ибо хотя и вразумлял Моисей древнейших, преподал им уроки законного служения, но они не были блаженны; ибо не имели оправдания верою. А истинно те блаженны, которые совершаются во Христе. Слова //Оригена//: Или, быть может, ублажает того, который из язычников верует в духовный закон, и который, будучи человеком, притом во все прежнее время плотским и уподоблявшимся скотам, по изменении чрез вразумления от Бога клятвы в благословение, делается блаженным. Мы имеем нужду в наставлении от Бога, чтоб узнать истинное намерение закона, и научаемся из того, когда печальные приключения с праведниками обращаются им на пользу; почему и не должно негодовать на оные, но лучше почитать их счастливыми за то, что они наказываются Богом, как Отцем; почему они и не называются наказываемыми, но вразумляемыми. Ибо наказывание свойственно судьям, а вразумление—учителям. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его** Под гнетом таких жестоких тиранов, как изображенные здесь, преследуемый праведник должен был прийти в отчаяние, если бы не поддерживала его вера в данные Богом в законе обетования благочестивым и угрозы грешникам и не доставляла ему утешения. Бог учил, когда давал закон, содержащий такие обетования, и продолжает внутренне учить, способствуя сообщением внутреннего к уразумению его верою. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-13 **Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона твоего научиши его: укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма** //Блажен тот, кто слушает обличения Господа, за это он получит награду, а нечестивый погибнет// Вера в то, что Господь все видит и знает, вселяет в писателя уверенность, что преобладание на земле нечестивых - временно, как временно и страдание праведников, что настанут на земле бедствия, как выражение гнева и суда Божия, и тогда нечестивый погибнет, а праведник будет в покое, т. е. награжден Богом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 12–13 **Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его: укротити его от дний лютых, Дóндеже изрыется грешному яма** В этих двух стихах, после того, как призвал на суд Бога, судию и отмстителя нечестивых и грешников, после того, как укорил и обличил последних за их неправды и беззакония и показал, что и самые помышления их, клонящиеся к самооправданию и причинению большего вреда праведным, суть тщетные и суетные помышления, пророк обращается с утешением к угнетенному праведнику, говоря ему как бы так: благо тому, кто даже среди страданий, во время торжества над ним нечестивцев, смотрит на свои страдания как на Божественные наказания (**блажен человек, егоже аще накажеши, Господи**), посылаемые для его блага, и почерпает мужество и надежду в законе Божием (**и от закона Твоего научиши его**). Закон Божий, смягчая наши скорби и страдания, воспитывает и укрепляет в нас надежду, что Господь Бог печется о нашем спасении, хотя на время и попускает бедствовать; что верные и благочестивые хотя нередко и претерпевают беды и напасти, но только на краткое время и для того, чтобы поскорее, окончив подвиг свой, улучили блаженный и вечный покой; для чего пророк и присовокупляет слова: **укротити его от дний лютых**, а по переводу с еврейского – «чтобы дать ему покой во дни злые, пока изроется яма нечестивому». Таким образом, истинный смысл обоих стихов будет следующий: блажен человек, которого Сам Господь наказывает и законом своим вразумляет его с тою целью, дабы утолить его скорби, какие он терпит **от дней злых**, или **в годину несчастий**, пока не постигнет нечестивого гибель. «Смиренные скорбями облегчены будут в печали, вразумленные Тобою благодушно будут переносить скорби, **дондеже изрыется грешному яма**, т.е. пока грешник не пойдет в уготованное ему мучение. Под именем же грешника пророк разумеет сатану, или всякую сопротивную силу», – говорит св. Афанасий Александрийский [3, с. 310]. «Кто и малое вразумление принял в настоящей жизни, – тот будущий суд найдет для себя более кротким. Ибо днями лютыми пророк назвал вечное мучение». Так говорит блж. Феодорит [6, с. 452]. В словах последнего стиха блаженная участь праведника противопоставляется погибельной участи грешника. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]