[<10>] ====== Толкования на Пс. 93:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем** **Дондеже правда обратится на суд;** то есть, пока Христос не будет судить вселенную. Ибо Он, //бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление// ([[new:1kor:01:30|1 Кор. 1,30]]), и Ему //суд весь даде// Отец ([[new:in:05:22|Ин. 5,22]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем** Пророк говорит не то, что после того, как правда возвратится на суд, Бог отвергнет Свой народ и Свое достояние, а желает показать тебе этими словами, до каких пор будут нужны те наказания, которые Бог посылает для доказательства того, что Он не оставляет без попечения свое достояние. Когда именно Хри­стос – истинная Правда – **«возвратится в суд"**, т.е., оставив долго­терпение, явится для совершения суда и **«правые сердцем»**, т.е. пра­ведники, **«держащиеся ее»**, явятся не как подсудимые, а в качестве слуг, окружающих Судию (почему другие переводчики, вместо: **«держащиеся ее»**, сказали: //позади его//), тогда все частные наказания прекра­тятся, так как суд Божий будет совершаться не ради научения, а для воздаяния. За этим следует перемена тона, потому что пророк перестает говорить вообще и начинает говорить о себе самом. **//Беседа на псалом 93.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем** **«Дондеже правда обратится на суд».** Будет же пользоваться сим промышлением, пока не явится правда Божия, сотворить суд всем человекам. Сим пророческое слово дает разуметь воплощение Бога и Спасителя нашего и отречение Иудеев. Ибо правдою наименовало Самаго Владыку Христа, так как Он именуется и солнцем правды и о Нем сказал блаженный Павел: //«дан бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление»// ([[new:1kor:01:31|1Кор.1:31]]). Посему Пророк, упомянув о Божественном промысле, и сказав: //«яко не отринет Господь людей Своих, и достояния Своего не оставит»//, и провидев будущее их отречение, кстати присовокупил: //«дондеже правда обратится на суд»//. Ибо, пока не станут отрицать пришествия правды, будут они пользоваться промышлением о них свыше. **«И держащиися ея вси правии сердцем».** //Акила// же и //Феодотион// перевели: и в след ея все правые сердцем; то есть, за сим Источником спасения, который у Пророка назван правдою, последуют имеющие разум, не омраченный неверием, и водящиеся правыми помыслами. Согласны с сказанным и слова Господа. Ибо, увидев Петра и Андрея, вметающих «мрежи в море» сказал им: //«грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком»// ([[new:mf:04:19|Мф.4:19]]); и сказавшему: «повели ми прежде ити и погребсти отца моего», отвечал Господь, //«остави мертвых погребсти своя мертвецы»//; а ты //«гряди по Мне»// ([[new:mf:08:21|Мф.8:21–22]]). Посему Пророк говорит, что Бог будет промышлять об Иудеях до отречения их, а правые сердцем соделаются Его последователями, держащимися Его, преданными Ему и вовсе не желающими оставить Его. ===== Евфимий Зигабен ===== **дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем** **Дондеже правда обратится на суд** Не отринет, говорит, Бог народ свой, доколе Христос—сущая правда, оставя долготерпение, не придет судить мир, по словам //Кирилла// и //Феодорита//. А что Христос называется правдою,—о том свидетельствует //Апостол// так: Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением [[new:1kor:01:30|(1 Кор. 1,30)]]. **И держащиися ея вcи правии сердцем** Когда, говорит, Христос придет во второе свое пришecтвиe, тогда станут подле Него все правые, т. е. праведники, став одесную Его во время суда Его над всеми людьми Его. Ибо, по словам //Никиты//, они восхищены будут на облаках на встречу Господу, и с Ним будут пребывать в царстве небесном. Итак, говорит //Павел//, всегда с Господом будем. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем** Т.е. нынешняя судебная практика, развращенная неправдою, снова должна будет управляться правдою и все благомыслящие с радостию присоединятся, будут приветствовать преобразованный суд. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем** **Дондеже правда обратится на суд, и держащиеся ея еси правии сердцем.** Бог не оставит людей Своих, доколе Сам Он, Высочайшая Правда, не придет судить вселенной и доколе не восторжествуют //держащийся ея еси правии сердцем//. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем** //Если народ будет жить в согласии с законом, то он не будет отринут Господом, любящим правду// //"Суд возвратится к правде"//. Значение суда на земле в том, чтобы проповедовать правду в своих решениях и защищать невинных. При главенстве на земле нечестивых это значение суда исказилось: в нем нет правды. Когда же придет Господь, то Он возвратит суду попранную правду наказанием нечестивых и установлением на земле господства благочестивых, которые тогда и сделаются достойными судиями и проводниками ее. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем** См. Толкование на [[old:ps:093:14#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 93:14]] [<10>]