[<10>] ====== Толкования на Пс. 93:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Кто востанет ми на лукавнующыя? или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие** **Кто востанет ми на лукавнующия?** Это — слова скорбящих. Говорить же: кто будет моим споборником на лукавнующих против меня? А потом ощутив, что скоро приидет Помощник, про должает, что душа его давно была бы сведена в ад, если бы не было защиты от Бога. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кто востанет ми на лукавнующыя? или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие** Пророк указывает на предлежащую нам трудную и жестокую борьбу со злыми силами и как бы высказывает то, что говорит Павел: //«наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной»// [[new:ef:06:12|(Еф.6:12)]]. Про­тив них пророк просит и требует помощи. Кто может встать за нас и оказать нам против них помощь и защиту? Итак, не находи удовольствия с людьми нечестивыми, и не радуйся с делаю­щими беззаконие, против которых пророк не только хочет бо­роться, но и ищет союзника. **//Беседа на псалом 93.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Кто востанет ми на лукавнующыя? или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие** Яснее перевел //Симмах//; кто возстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих неправды? Лишен я всякой человеческой помощи, но имею великаго Помощника, Который легко может разсыпать полчища сопротивных. Сие дал видеть Пророк в присовокупляемых словах. ===== Евфимий Зигабен ===== **Кто востанет ми на лукавнующыя? Или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие** Кто, говорит, поможет мне против злонамеренных врагов? Или кто станет вместе со мною против делающих беззаконие как людей, так и демонов? Давид повторяет одну и ту же мысль, поелику весьма желает божественной помощи по причине чрезмерной злости видимых и невидимых врагов: кто, говорит, другой вместе со мною ополчится против врагов, кроме Бога, который многократно ополчался со мною и помогал мне. Слова //Аполлинария//: В сих словах пророк возвещает нам о весьма сильной и неослабной брани против злых сил и почти Павловыми словами говорит: наша брань не с кровью и плотью, но с начальствами, властями и проч. (в изд. своде). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 16–17 **Кто востанет ми на лукавнующыя? Или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие? Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя** При чтении сих стихов представляется, что пророк окружен был злыми и нечестивыми людьми, которые не только сами согрешали и делали всякое беззаконие, но старались воздействовать и на других, и соблазнительными речами, и примером своих законопреступных деяний. Жалуясь на таких нарушителей закона, пророк вопросительно обращается к Богу о помощи, говоря как бы так: где мне искать помощи? Кто защитит меня (**кто спредстанет ми**) от этих законопреступников и лукавых (**на лукавнующыя)** людей? Также жалуется он на подобных беззакоников и в другом псалме [[old:ps:118:085|(Пс. 118:85)]]: «//Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи//». Законопреступники, говорит, сбивали меня с пути, предлагая следовать правилам их жизни. Конечно, послушав их, я избавился бы от их нападков и обид; но я не согласился на это, потому что все то, что предлагали они, было очевидными баснями и глумлениями над всякою правдою. Я должен был поступать по заповедям закона Твоего, Господи. И это послужило мне помощию против лукавых беззаконников. Если бы не эта помощь Божия, я погиб бы совершенно. **Вмале вселилася бы во ад душа моя**, т.е. душа его сведена была бы **во ад**, если бы не было защиты от Бога. Вместо слова **во ад** – в переводе с еврейского читаем: «в страну молчания», т.е. в могилу. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]