[<10>] ====== Толкования на Пс. 93:20 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление** Ты утешал сердце мое в скорбях; потому что **не прибудет Тебе престол беззакония,** потому что Ты — праведный Судия, как Бог, и в судах Твоих не будет беззакония. Ибо престол означает суд. Не прибудет же, как прибывает у того, кто созидает **труд на повеление.** А таков — сопротивник демон, который легкие заповеди Божии делает тяжкими, представляя людям трудность их исполнения. Престолом же беззакония наименовал диавола; потому что престол правды есть Христос, Который противится диаволу. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 20-23 **Да не пребудет тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление. Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят. И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помощь упования моего: и воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог** Посему вдается в высшее любомудрие, уча, что зло не от Вечного; ибо говорит: «**не пребудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление**», то есть, не вместе с Тобою усматривается начало злобы; потому что престол, установляющий грех повелением, есть начало. Сим Пророк показал, что злоба не от вечности, и не вечно пребудет; ибо что не вечно было, то и будет не вечно. Сказывает же Пророк и способ истребления зла, предрекая уничтожение злобы с убиением Господа иудеями. Ибо говорит: «**уловят на душу праведницу, и кровь неповинную осудят**». Но сия кровь сделается спасительною для меня. Ибо осужденный на смерть Господь чрез то делается для меня «**прибежищем**», и «**в помощь упования**» поставляется верующим сей "**Бог**", Который, на праведном суде воздая каждому по достоинству, уничтожит лукавство, а не естество согрешивших. Вот точные слова Пророка: «**воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог**». Означает же сказанным, что погибнут приявшие на себя ныне образ греха. А когда не будет злобы, не будет носящего на себе образ ее. Посему, когда погибнет злоба, и ни в ком не останется такого начертания, все образуются по подобию Христову, и во всех воссияет один образ, какой в начале вложен был в естество. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да не пребудет тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление** **Престолом беззакония** называется, несомненно, диавол; разумей под престолом или царство, или покой, или какое-нибудь седалище, поскольку без­законие царствует и покоится в диаволе. Равным образом он на­зывается и судьею неправды, не в том смысле, что судит неправду, а в том, что судит неправедно. Он созидает труд на повеление, т.е. на повеление Бога, поскольку старается сделать для нас труд­ным закон Божий, возбуждая в нас удовольствия и праздность. Бог попускает это, желая увеличить награду исполняющим Его закон, потому что //«каждый получит свою награду по своему труду»// [[new:1kor:03:08|(1 Кор. 3:8)]]. Диавол не будет пред Богом, т.е. не будет пред­стоять Ему во время суда, потому что предстоять Богу, когда Он станет судить, будут ангелы, а диавол не будет предстоять, по­тому что он, хотя и имеет бытие, но лишился своего достоинства. Почему же он не будет предстоять? Потому, что Бог судит как человеколюбец, а диавол является величайшим человеконенавистни­ком, как видно это из дальнейших слов, говорящих о нем и пребывающих с ним его сообщниках. **//Беседа на псалом 93.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление** Это - молитва святых душ, которые подвизаются там за исповедание и молитвенно взывают к Богу: "да не возвысится престол беззаконных пред Тобою, Господи, вопреки повелению Твоему налагая на нас труды, как на преподобных отроков налагал вавилонский мучитель или как со святыми мучениками поступали эти губители и защитники идолов". //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление** Яснее перевел //Симмах//: да не присоединяется к Тебе престол оскорбления, вопреки повелению устрояющий бедствие; то есть, не соглашайся быть сообщником неправды с судящими беззаконно; произносящие приговор вопреки тому, что повелено Тобою, навлекают происходящее от сего бедствие. Ибо престолом оскорбления и беззакония Пророк назвал неправдивых судей, которые плодом неправды пожинают труд и бедствие. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление** **Да не прибудет **(да не будет при)** Teбе престол беззакония** Престол беззакония есть диавол; потому что в диаволе цapствует и покоится беззаконие. Итак да не будет, говорит, т. е. не присутствует при Тебе, Господи, диавол во время Твоего суда и да не обвиняет людей и не клевещет на них. //Кирилл// под престолом разумеет начальство и власть, а под беззаконием — сатану: кто, говорит, так несведущ и несмыслен, чтобы подумал что в царстве Твоем участвует престол беззакония, т. е. начальство и злая власть диавола, чего быть не может. //Феодорит//: Ты не потерпишь, говорит, соучаствования в неправде с беззаконными судьями, которые произнося суд, противный твоим повелениям, навлекают на себя происходящее из сего бедствие. Ибо престолом злодейства и беззакония назвал неправедных судей, которые пожинают плод неправды своей, болезнь и страдание. //Исидор//: Да слышит и тот, кто желает действовать по повелению Божию: да не живет в сердца Твоем власть диавола. Сии слова могут заключать и молитву подвизающихся в исповедание Бога и говорящих смело: да не возносится престол беззаконный пред Тобою, Господи, причиняющий нам болезнь против заповеди Твоей. //Григорий Нисский//: Быть может псалмопевец в сих словах рассматривает и нечто высшее, научая словами: да не будет при Тебе престол беззакония, что cиe зло есть не всегдашнее, что значить, что злое начальство не будет видимо вместе с Тобою. Ибо начальство—престол—есть тот, кто производить грех своим повелением. Сверх того, сказав, что зло не от века, сим показал, что оно и не пребудет навсегда: ибо что не было всегда, то и не пребудет навсегда. **Созидали труд на **(касательно)** повеление** Престол, говорит, беззакония диавол созидает и представляет в уме нашем труды с тою целью), чтобы нам воспрепятствовать в исполнении заповеди, на которую мы решились; он напоминает нам труд, который мы должны испытать по причине сей заповеди, дабы, по словам //Евсевия//, мы отказались от нее, как весьма трудной и утомительной. За сим Давид излагает причину, по которой он молится о том, чтобы диавол, обвиняющий и злословящий людей, не находился на суде. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да не пребудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление** Да и могло ли быть иначе? Мог ли Господь не помочь Своим праведникам? Разве Он находится в дружественной связи с злобными тиранами? – Он, который дал закон, соблюдение коего требует столь великого нравственного напряжения и Который показал Себя в нем Святым, врагом всякого беззакония. **Да не прибудет** и пр., т.е. разве Ты станешь поддерживать усиливающихся в своей неправде насильствующих, властолюбивых (седалище) нечестивцев? **Созидаяй труд на повеление** – Бог с столь великими жертвами требовавший правды, разве может быть союзником **престола беззакония**! **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Да не пребудет тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление** Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. В псалме, к коему принадлежит сие изречение, св. пророк изображает угнетения, которым нечестивые подвергают благочестивых. //Доколе грешницы восхвалятся ? Люди Твоя смириша, вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша//. Потом обращается к благочестивым с утешением. Для сего он, во-первых, представляет, что неправда нечестивых не может укрыться от всеведения Божия; напрасно думают нечестивые, что Господь не узрит, - Ш Во-вторых, показывает источник утешения в законе Божием или в слове Его; и блажен тот, который изучил дух закона Божия, - сей дух умиротворит его сердце покорностью судьбам Божиим и среди скорбей подаст спокойствие. Так должно понимать слова: укротите его, от дней лютых. Ибо он научает его, что Бог праведен, что не оставляет людей Своих без помощи. В-третьих, чтобы усилить сие утешение, пророк указывает на собственный свой опыт: //Аще не Господь помог бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя; милость Твоя, Господи, помогаше ми//. Наконец, ощутив в душе своей, как трудно благочестивым проходить их путь, когда нечестивые усиливаются и берут преимущество, в сем чувстве молит Господа: //да не прибудет Тебе престол беззакония//. Что же это значит? Престол у св. писателя означает высшую степень силы, выражение сие можно приложить ко всякому состоянию, в котором человек действует, никого не боясь, ничем не стесняясь, как бы независимый; или, выражаясь словами Премудрого: //якоже Царь обладаяй, и кто речет ему: что твориши// [[old:ekl:08:start|(Еккл. 8)]]//?// В книге Притчей жена, ненавидящая правды, названа //престолом бесчестия//[[old:pr:11:16| (Притч. 11:16)]]. Без сомнения, св. писатель разумел жену развратную, которая, потеряв страх Божий, свободно предается всякому беззаконию. Так что же хочет сказать чрез сие св. пророк? Слово пророка заключает большое богатство назидательных мыслей в своем приложении. Представьте, что св. Давид обращается на мир языческий, - он видит, что везде царствует и преобладает беззаконие, что есть в некоторых странах благочестивые поклонники Единого Бога, но царствующее нечестие накладывает тяжелые труды на повеления Божий, делает великое затруднение в исполнении заповедей Божиих. Истина сия оправдалась в Истории Церкви не только иудейской, но и христианской. Так, в дни рабства народа израильского в Египте беззаконие, восседавшее на престоле в лице нечестивых фараонов, полагало препоны тому, чтобы израильтяне служили истинному Богу; так и в последующие времена иногда грозили огнем поклонникам Его, как было во времена Даниила; иногда воздвигали общее на них гонение, как во времена царей сирийских; иногда пользовались святым покоем субботы, чтобы невооруженных предать мечу и плену, - Церковь христианская испытала то же, и еще более, нежели иудейская. Что видим мы до того времени, как благочестие, в лице Константина Великого, взошло на престол царский? Множество жестоких мучений, потоки крови и беспрестанное гонение на Церковь. Сия истина, столь ясно оправдавшаяся на Церкви вообще, оправдывается часто на семействах и на частных обществах. Представьте неправославного, неблагочестивого владельца! Редко и среди домочадцев его увидите усердных к Церкви, честных, целомудренных. Одни, увлекаясь его соблазнительным примером, живут развратно, другие, угнетенные работою, не имеют времени к исполнению церковных обязанностей. Неправда ли, что это престол беззакония? Неправда ли, что он действует как не подчиненный никаким правилам и творит труд к исполнению повелений Божиих. Или, что то же, вообразите в каком угодно состоянии начальника, руководителя, который имеет полную власть в своем обществе, преданного беззаконию, - вы увидите, что он творит труд на повеления, то есть делает трудным исполнение заповедей Христовых. Нередко случается, что жена хотела бы принять странных и подать нищим, а корыстный муж не дает ей воли, порицает и грозит ей. Отчего живущие в рукодельных заведениях забывают святить день субботний, не говеют? В самые святые дни не посещают церкви? Весьма нередко оттого, что начальники сих заведений, побуждаемые корыстию, обременяют их работами и делами. Отчего многие, кажется, благовоспитанные, в самой старости чувствуют великий труд в исполнении церковных уставов и даже заповедей Божиих, - отчего не могут произнести откровенной и полной исповеди грехов своих? С великим принуждением предпринимают пост, и притом самый сокращенный и слабый? Отчего так неохотно бодрствуют со Св. Православной церковью? Оттого, что глава семейства, в котором они родились, был неправославный, правоправитель - неправославный и общество, в котором они с малолетства обращались, неправославное, да и священника православного редко они видели в доме своих родителей. Пришедши в возраст, они и чувствуют, что якорь душевного спокойствия лежит на берегу Православия, но, увлеченные мнениями, которыми были напитаны с малолетства, они так далеко отстали от сего спасительного берега, что потребно много силы, времени и подвига, чтобы соединиться с ним (Вас. Великий). Наконец, есть в каждом человеке свой престол. Св. отцы называют его владычнею частью человека. С него, как с престола, изрекается закон, которым человек управляется в путях жизни. Есть дух века сего; св. апостол говорит: //не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, воеже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная// [[new:rim:12:02|(Рим. 12:2)]]. Есть дух владычний, дух истины и святыни. Если владычний Дух Божий соединен владычнею частью нашего бытия, тогда на престоле внутренней области существа нашего царствуют мир, правда и радость, и всякая заповедь Божия делается легкой и удобной; а если дух века утвердил в ней престол свой и владеет умом нашим, тогда в нем утверждается престол беззакония, и он творит человеку труд в исполнении повелений. О сем молится Давид в словах: //да не обладает мною всякое беззаконие//. При сем преобладании беззакония над нашим умом и сердцем повеления или заповеди Божий представляются нам весьма трудными, неудобоисполнительными. Неправда ли, что лихоимцу трудна заповедь милосердия? Самолюбивому и славолюбивому тяжело отдать справедливую честь достоинствам другого? Непокорному и горделивому удобное к исполнению приказание кажется тяжким и несносным бременем? Как трудно воздержание преданному пьянству? Не кажется ли невозможной чистота расслабленному от сладострастной жизни? Неправда ли, что те же дела, которые мы весьма удобно совершаем, одушевленные любовью, подавляют нас, когда принимаемся за них без любви и усердия? Будем же беречься, чтоб владычней части существа нашего не отдать под власть беспокойного духа, действующего в сынах настоящего века; напротив, будем молиться, да приидет в нас святое и мирное Царствие Божие, да воцарится вера в уме, любовь в сердце нашем; тогда не будем чувствовать труда в исполнении заповедей Божиих, а опытно познаем, что иго Христово - благо, и бремя Его легко есть. Аминь. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да не прибудет тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление** Неудобопонятно выраженный стих сей на славянском языке уясняется отчасти переводом его с еврейского, который читается так: «Станет ли близ тебя престол губительства, и тот, кто умышляет притеснение вопреки закону?» Под именем **престола** обыкновенно разумеется судейское возвышенное седалище (греч. , лат. thronus, cathedra, sedes), на котором восседают судьи, разбирающие судебные процессы и произносящие судебный приговор. **Престол беззакония** есть такой престол, с которого произносится приговор суда незаконный, или противозаконный, – то же, что притеснение вопреки закону, или такой приговор, который возлагает тяжкое, обременительное наказание, не вытекающее из буквы, или духа закона (**созидаяй труд на повеление**). Это такой престол, или такое седалище, о котором говорит Господь Иисус Христос в обличительной речи своей против книжников и фарисеев ([[new:mf:23:02|Мф. 23:2–4]] и след.), которые связывали «//бремена тяжелые и неудобоносимые//» и возлагали их на плечи людям, а сами не хотели и перстом коснуться их. Во времена псалмопевца были, значит, такие судьи и начальства, которые, подобно «возседавшим на Моисеевом седалище (//престоле беззакония//) книжникам и фарисеям//», от имени Закона, возлагали на подсудимых такие трудности, такие невыносимые повинности, которые были не что иное, как притеснение вопреки Закону, как не установленные в Законе требования. Почему он и просит: **да не прибудет Тебе престол беззакония**, т.е. да не присоединится к Твоему, Господи, праведному суду суд грешных и беззаконных людей, которые, произнося приговор, противный Твоим повелениям, причиняют тем труды, и болезни. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]