[<10>] ====== Толкования на Пс. 95:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию** **Ибо исправи вселенную, яже не подвижится;** потому что основал Церковь на камне, и врата адовы не одолеют ее. **Судит людем npaвocтию.** Ибо пришел и рассудил прю нашу, и изгнал лукавых мучителей, разумею нечистых демонов. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию** Почему **"народам"**? Потому что иудеи не выносят слуха проповеди, почему Павел и Варнава и говорили им: //«вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам»// [[new:act:13:46|(Деян.13:46)]]. В чем же признак царства Господня? **«Господь воцарился и утвердил вселенную, которая не подвижется"**. Под царством Божиим пророк разумеет наше подчинение Богу; этим последним Бог и исправил вселенную, покорив богопознанию непослушного и непокор­ного человека. Почему же иному земля уже не поколеблется, как не потому во всяком случае, что пришедший Христос уничтожил коле­бавших ее, т.е. демонов? **«Будет Он судить народы по правде»**, т.е. по спра­ведливости. Мы не можем оправдываться незнанием и роптать на суд Божий в виду того, что будто бы не знали Его закона, потому что Евангелие Христово пронеслось по всей земле. Впрочем, эти слова гораздо более могут относиться к иудеям; Бог будет судить их **"по правде"** за то, что //«пришел к своим, и свои Его не приняли»// [[new:in:01:11|(Ин.1:11)]], как говорит Иоанн. **//Беседа на псалом 95.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию** Может быть, не читал ты, что Писание говорит от лица Божия: //«еще единою Аз потрясу»//, не только //«землею»//, но и //«небом»// [[old:ag:02:07|(Агг. 2:7)]], и что Апостол, объясняя сие, сказал: //«а еже еще единою сказует колеблемых преложение, аки сотворенных, да пребудут, яже суть неподвижимая»// [[new:evr:12:27|(Евр. 12:27)]]. И Пророк говорит: **«ибо исправи Господь вселенную, яже не подвижится»** [[old:ps:095:10|(Пс. 95:10)]]. А если сие так, то после будущего века, который неподвижен, не ожидай и не воображай себе перемен, превратностей, падений, страхований, рабства людей и тому подобного. **//Письма на разные темы. Эконому Диомиду.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию** **«Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится».** Посему проповедуйте царство Бога всяческих, которым пременена предававшаяся заблуждению вселенная, и из мятущейся туда и сюда соделана незыблемою. Так перевел и //Симмах//: Господь воцарился, и соделал вселенную неподвижною. Из сего явствует, что царство Божие вечно, явлено же было тогда пременением порядка дел. **«Судит людем правостию».** Поелику Пророк показал, что Бог есть царь; то кстати упоминает и о суде, возвещая правоту и справедливость онаго. ===== Евфимий Зигабен ===== **Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию** **Рцыте во языцех, яко Господь воцарися** И сии слова мы изъяснили в начале [[old:ps:092:01#evfimij_zigaben|92]]-го псалма, в котором говорится: //Господь воцарился//. Или можно понимать и так, что Господь воцарился потому, что дотоле царствовал диавол и грех, по словам //Кирилла//. Можно царство Христово принимать и иначе – за произвольную по вере покорность людей. Заметь, что святой //Иycтин// философ и мученик в разговоре своем с иудеянином Трифоном говорит, что в еврейской псалтири сии слова были написаны так: скажите у народов, что Господь воцарился с (времени) древа; а позднейшие иудеи затерли выражение: от древа, как явно пророчествующие о царстве Господа со времени креста. Безъименный же говорит: Почему говорит: у народов? Потому что евреи не хотят слушать. Почему Павел и Варнава сказали им: //вам во-первых надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете оное, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то мы теперь обращаемся к язычникам// [[new:act:13:46|(Деян. 13, 46)]]. **Ибо исправи вселенную, яже не подвижится** Господь устроил, говорит, вселенную так, что она прямо стоит в благочестии, или утвердил ее в богопознании и добродетели, где вселенною называет всеобщую (соборную) по всей вселенной церковь: ибо //по всей земле//, говорит, //разнесся голос их, и до пределов вселенной слова их// [[old:ps:018:05|(Пс. 18, 5)]]; а союз: ибо, излишен. Церковь неподвижна, как освободившаяся от бесов, которые тревожили ее, и как основанная на неподвижном камне веры, и в [[old:ps:092:01#evfimij_zigaben|92]]-м псалме сказано: ибо утвердил вселенную, и она неподвижна, где и смотри изъяснение. Слова //Тимофея//: Земля уже не колеблется, сделавшись вместо земли вселенною; ибо после того как воцарился на ней Господь, она уже не просто земля, но вселенная, потому что вселился в нее и живет на ней Отец и Сын и Святый Дух и божественные дарования. Безъименного истолкователя: сначала колеблется земля от лица Его, а потом утверждается (поставляется прямо) Им, где Писание снова показывает окончание, а потом изменение в лучшее, каковое изображает и пророк в словах: //будет небо новое и земля новая, которые Я. творю, чтобы (неподвижны) были предо Мною, говорит Господь// [[old:is:66:22|(Исаия 66, 22)]]. //Дидима//: Истинным движением земли может быть изменение ее в небо и облечение наше в образ небесного, и отложение плотской и земной расположенности и вocпpиятиe духовного и небесного навыка. **Судит людем правостию** В день суда, говорит, Господь будет судить народы правотою или праведно, каковые слова точь в точь читаются и в [[old:ps:009:start|9]]-м псалме, где и можешь найти изъяснение их. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию** Продолжая свою речь, пророк говорит: когда пойдете на проповедь Евангелия, то скажите народам (**рцыте во языцех**), что Господь воцарился (**яко Господь воцарися**). После грехопадения первых людей Господь Бог как бы оставил землю, предоставив полную свободу людям, а они эту свободу употребили во зло, допустив власть диавола над собою. Когда царствовал диавол над людьми, тогда он отвратил людей от веры во истинного Бога, и с тех пор люди потеряли и извратили все нравственные понятия, зло и нечестие распространялись между ними все более и более. Развращаясь и падая все ниже и ниже, люди дошли, наконец, до того, что «//уподобились скотам несмысленным//» [[old:ps:048:13|(Пс. 48:13)]] и погибали во зле. И вот, по исполнении времен, когда приблизилось время пришествия Мессии, нужно было о сем пришествии возвестить миру. И тогда «//во всю землю изыде вещание//» [[old:ps:018:05|(Пс. 18:5)]], **яко Господь воцарися**, и пало, разрушилось царство бесовское. Явился на земле Сын Божий, воплотившийся Господь наш Иисус Христос, Который, живя с людьми на земле, однажды, после торжественного входа Своего в Иерусалим, вслух всего окружавшего Его народа возгласил: «//Ныне князь мира сего// (т.е. диавол)// изгнан будет вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе//», давая этими словами понять, «//какою смертью Он умрет//» за грехи людей [[new:in:12:31|(Ин. 12:31–32)]]. И потом, за несколько дней до своего вознесения на небо, явившись ученикам Своим в Галилее, сказал: «//Дана Мне всякая власть на небе и на земле//» [[new:mf:28:18|(Мф. 28:18)]]. Это и значит, что Он воцарился во вселенной. С тех пор в разных странах земли стало быстро распространяться Евангелие Христово, умножаться число верующих, и стали утверждаться вера и благочестие между людьми. Для всех очевидны были благотворные последствия воцарения Христа, тот нравственный переворот в мире (**ибо исправи вселенную**), который произвело быстрое распространение христианства. Вселенная, по воцарении в ней Христа, Сына Божия, **не подвижится**. Под именем вселенной, по мнению св. отцов Церкви, нужно разуметь здесь Церковь Христову, которая распространена по всей вселенной, и, как основанная «//на камне//», она пребудет непоколебимою, не подвижится, так что и «//врата ада не одолеют ея//» [[new:1kor:16:18|(Мф. 16:18)]]. И Господь Иисус Христос, Глава Церкви, **судит людем правостию**; это значит, что Он, Царь неба и земли, управляет миром праведно, или правосудно. Еще яснее это выражено в псалме [[old:ps:044:07|44:7]]: «//Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего//». **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]